Поклонниц Лемешева госпитализировали в психиатрические клиники

Художественный руководитель «Центра русской культуры и искусства» Владимир Девятов рассказал, как именно женщины любили знаменитого артиста

Очередной день рождения своего любимца отметили поклонницы знаменитого советский оперного певца Сергея Лемешева. Несмотря на то, что Сергей Яковлевич умер летом 1977 г. (он похоронен на Новодевичьем кладбище), кое-кто из «лемешисток», видавших его на сцене, ещё хранит удивительную верность своему кумиру. О небывалой любви зрителей к Сергею Яковлевичу Лемешеву и о перипетиях судьбы легендарного артиста нам рассказал народный артист России, художественный руководитель «Центра русской культуры и искусства” Владимир Девятов.

Художественный руководитель «Центра русской культуры и искусства» Владимир Девятов рассказал, как именно женщины любили знаменитого артиста

- Владимир Сергеевич, говорят, что от природы голос Лемешева был не слишком сильным, так ли это?

- Сергей Яковлевич Лемешев был одарён голосом исключительной красоты и неповторимого тембра. И хотя в начале творческого пути он действительно был "маленьким", несильным, Лемешев развил его. На том фундаменте, которым одарил его Бог, он вряд ли достиг бы таких потрясающих высот. Лемешев относился к людям, которые вышли из глубин крестьянства. Родился в деревне Старое Князево Тверской губернии 10 июля 1902г. В крестьянской семье. Был один из троих ребятишек в семье. Мать воспитывала их практически одна, поскольку отец Лемешева - Яков Степанович Лемешев работал в городе разнорабочим, в деревне работы не было, Поэтому отец больше часть времени отсутствовал. Происхождение фамилии Лемешева тоже довольно интересное. Дело в том, что деду Сергей Яковлевича Степану Ивановичу Иванову очень сильно повезло: когда он вспахивал поле, то нашел стальной лемех. В то время лемех был только у зажиточных крестьян, поэтому его стали называть в деревне "Лемеш". Со временем это прозвище стала фамилией.

- Где Сергей Лемешев учился?

- Сергей в 1914 году закончил церковно-приходскую школу, а потом вместе с дядей поехал в Петербург осваивать сапожное дело. Там он открыл для себя удивительный мир эстрады, театра и синематографа. Таким образом, Лемешев уверился в том, что хочет стать артистом. Сапожное дело приносило ему небольшой доход, и он вернулся в деревню. Там начал посещать художественный кружок, где и приобрёл первый сценический опыт. Мать Сергей Лемешева, чтобы прокормить своих детей, устраивалась помощницей по хозяйству в государственной школе мастерской, которая открылась в деревенской усадьбе с приходом советской власти.

- Как же все-таки крестьянский сын Лемешев решил связать свою жизнь с музыкой?

- Одарённость голосом была и у отца Сергея Лемешева. Люди в деревне с удовольствием приходили послушать как поет Яша Лемешев. Сам Лемешев писал в своей книге, что петь детям на людях было не дозволено, и он уходил в лес. Однажды его за этим занятием услышал заведующий школы, бывший владелец усадьбы деревни Князево Николай Александрович Квашнин. Он пригласил Лемешева к себе, познакомил с женой Евгенией Николаевной, которая стала одной из его первых преподавательниц по пению. Пройдя эту стажировку и поняв, что его запросы превосходят то, что может дать деревенское обучение, Сергей Яковлевич начал искать возможность учиться на более высоком уровне.

-Как к его интересам относилась его мама?

-Мать не считала, что это серьезная работа, но не мешала сыну. И вот однажды холодным декабрьским утром 1918 г. 17 летней Лемешев отправился пешком в Тверь, переночевал там у знакомых, а наутро, придя в клуб, где готовились к вечернему концерту самодеятельности, попросился в программу. Руководителем клуба являлся певец, скрипач, композитор и дирижёр Николай Михайлович Седельников. Послушав молодого певца, он одобрил выступление Лемешева в предстоящем концерте. Прослушав исполнение нескольких оперных арий, публика не долго не отпускала Лемешева со сцены. В антракте артиста окружило много людей, которые советовали ему ехать учиться в Москву.

- Как это событие повлияло на дальнейшую его жизнь?

- На следующий день Лемешев вернулся в деревню, вдохновленный этим успехом, а через несколько месяцев снова отправился в Тверь. Узнав, что в консерватории весною не сдаются вступительные экзамены, он поступил в Твери в кавалерийская училище, где полагалась форма, питание и 50 руб. в месяц. Жизнь его в то время было очень насыщенна. В Твери Лемешев первый раз услышал пение выдающегося певца Леонида Витальевича Собинова, о котором слышал ещё в доме Кушниных. Особенно полюбились ему русские песни, и он активно участвовал в самодеятельности в кавалерийском училище. Отдел искусств, признав вокальную одарённость и музыкальную ценность курсанта Лемешева, просил военкома оказать содействие Лемешеву в «проявлении себя на оперной сцене». Когда Сергей Яковлевич услышал, что командование отправляет его на учёбу в Московскую консерваторию, он был по-настоящему счастлив. Но приехав в консерваторию, узнал, что на 25 мест, выделенных для поступления, подано около пятисот заявлений. Но не смотря на, по его собственным оценкам, не очень удачное выступление, Лемешева приняли в класс профессора Назария Григорьевича Райского.

-Как складывалась его карьера после учебы в консерватории?

- Отучившись в консерватории, он исполнил на экзамене партию Водемона из оперы Чайковского «Иоланта» и партию Ленского из «Евгения Онегина» и был принят в студию Станиславского Константина Сергеевича. Для Лемешева это было очень важное событие. Здесь сформировались все те творческие навыки Сергея Яковлевича, которыми он пользовался всю последующую жизнь, научившись у великого мастера. И здесь Лемешев окончательно утвердился в образе Ленского. Окончив консерваторию, он выступает в Свердловске, Тбилиси, Харбине. В Тбилиси его услышал Александр Степанович Пирогов, который посоветовал ему попробовать свои силы в Большом театре.

- Когда он дебютировал в Большом театре?

- В 1935-м в опере «Снегурочка» с партией Берендея. Уже тогда Лемешев стал очень популярным, и его окружало все больше поклонниц, которые не давали ему прохода. Сергей Яковлевич работал в Большом театре более 30 лет. Наибольшую известность ему принесла партия Ленского, которую он исполнил свыше пятисот раз. И даже на свое 70 - летие. Вы можете себе представить, что Ленский в 70 лет ему прекрасно удался!

-Чем Лемешев был еще известен?

- Кроме огромной оперной популярности, Лемешев прославился тем, что исполнил и записал все романсы Чайковского. А также выступал и как эстрадный артист. Если говорить о его личной жизни, то его популярность была значительно выше известности, пожалуй, самых знаменитых сегодняшних артистов.

-В чем эта популярность выражалась?

- Сегодня на театральном сленге есть даже такое понятие, как фанатичные поклонники звёзд, которых называют "сырами". Мало кто знает, что это произошло от названия магазина, который лет 50 назад располагался на углу улицы Горького и Камергерского переулка недалеко от квартиры Сергея Яковлевича Лемешева . Именно в магазин “Сыр” бегали греться «лемешистки», круглосуточно дежурившие у подъезда своего кумира, за что и получили прозвище «сыр». «(лемишистки-сыристы»). Потом это было распространено на всех театральных поклонников, хотя сколько было их у Лемешева, столько не было ни у кого за всю историю вообще. На репетиции к Большому театру стекалось толпа, целое море вдохновенно сосредоточенных женских лиц с безумно горящие глаза. Шёпот стелился "он здесь, он здесь, он здесь. В какую дверь он пойдёт". Ему не давали прохода. Главное, нужно было увидеть его своими глазами. Лемешев был очень обаятельным и деликатным человеком, чем естественно располагал к себе женщин. У него было привлекательное лицо с ясным взглядом серо-голубых глаз, и очень стройная юношеская фигура. При росте 1 м. 72 см. он даже в старости не набирал больше 70 кг. Женщины не кидались, не рвали на нём одежду, но молча следовали за ним повсюду. Иногда падали в обморок от восторга. Одним из самых заветных желаний Лемешева было избавиться от них хотя бы на неделю.

- Случались какие-то забавные истории?

- Рассказывали историю, что однажды, отдыхая в Крыму, Лемешев снова подвергся преследованию со стороны фанаток, и один из отдыхающих, известный московский психиатр, сказал ему: «У меня в больнице есть целое отделение, состоящее из ваших поклонниц, которых уже нельзя не госпитализировать. И знаете, что удалось выяснить: тембр вашего голоса воздействует на них эротически. Такое уж вам батенька феноменальная везение с женщинами".

-Как складывалась его личная жизнь?

-В первый раз Лемешев женился, будучи студентом Московской консерватории. Избранницей его стала Наталья Соколова. Она была из дворянского сословия, дочь профессора консерватории Ивана Николаевича Соколова. Это была юношеская любовь Лемешева. Они прожили вместе недолго. Следующей его женой стала Алиса Балгрин Каменская, которая была старше его. Когда Сергей Яковлевич на ней женился, ему было 27, а ей 32. Считается, что свои безупречный манеры, тонкую культуру и тонкий вкус Сергей Яковлевич перенял именно у своей второй супруги.

-Как жена Лемешева относилась к его фанаткам?

- После того, как в 1940-м году на экраны вышел фильм "Музыкальная история" в главной роли с Сергеем Яковлевичем, где он играл роль таксиста, который стал солистом Большого театра, на Лемешева обрушилась просто чудовищная популярность. Тогда и появилась армия лемешисток. Его вторая жена Алиса взяла на себя бремя общения с ней. Но, в конечном итоге, после 11 лет супружеской жизни Алиса, не выдержав мужниных измен, ушла. Позже она вышла замуж и целых 40 лет прожила с другим мужем. Но когда она умирала, то попросила дать ей фотографию самого дорогого и любимого человека - Сергея Лемешева.

- Вообще Лемешев славился своими любовными похождениями?

- Да, к примеру, он был страстно влюблён в актрису МХАТа Нору Полонскую. Но их роман длился недолго. На очередную новую встречу Нора пришла со своей подружкой Любочкой Варзер, которая оказалась горячей поклонницей Лемешева. Сергей Яковлевич вспыхнул новый страстью. Но когда Любочка вернулась с очередных гастролей, будучи уже в отношениях с Лемешевым, то застала Сергея влюблённым в молоденькую солистку Большого театра Ирину Масленникову. Кстати, все жены, а их было пять, Сергея Лемешева были из дворянок и прекрасно образованными.

-Дети у него были?

- И вот, кстати, Ирина Михайловна Масленникова единственная из жён, которая подарила Сергею Яковлевичу дочь. Мария Сергеевна Лемешева стала певицей, народный артисткой и работает в театре у своего отчима Покровского.

- Кто был последней любовью певца?

- Пятый и последний женой Лемешева стала Вера Николаевна Кудрявцева, дворянка, учительская дочь, красавица. Они познакомились в 1948-м году в Ленинграде в Малом Оперном театре, куда Лемешев приехал петь по разовому контракту. Ему было 46, а ей 37. Они прожили вместе больше 25 лет. Поселились на улице Горького дом 25/9. Вера Николаевна посвятила себя мужу. И после его смерти в 1977-м году продолжала популяризировать и сохранять память о нем. К старости Лемешев стала относиться к своим поклонница терпимее и с нежностью. «Надо же, - говорил он, - как быстро летит время. Эту я знаю 12 лет, а эту я знаю 13 лет, какие же они все старые, и какой же старый я!» Однажды Сергей Яковлевич пришел домой ошарашенный и сказал, что сейчас на бульваре ему объяснилась в любви семнадцатилетняя девочка. «Как же так, ведь мне уже за 70!» Жена Вера Николаевна пожала плечами: "Ты обречён покорять женские сердца".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру