Дебош на фестивале «Гаврош»: на сцене порвали двести газет

Свою программу представили театральные коллективы из Израиля

25.09.2016 в 12:18, просмотров: 3121

На международном фестивале "ГАВРОШ. Сезон Израиля" отыграли первый блок спектаклей. И кто на них попал, убедился, что понятие "Еврейское счастье" не всегда означает невезение. "Гаврошу" однозначно повезло - Израиль такой какой он есть сегодня представлен на детском фестивале: остроумный, горячий, энергичный, тонкий.

Дебош на фестивале «Гаврош»: на сцене порвали двести газет

На 10-м по счёту, юбилейном, Гавроше" - только спектакли из Израиля: 7 театров, 8 названий, более 40 представлений, и это всего за два уик-энда. На Серпуховке у Терезы Дуровой в большом зале - дурдом: так подумает каждый, кто окажется за дверью, а уж если шагнёт в зал, спросит:" Мама дорогая, куда ж я попал? " А попал зритель на футбол, где орут, топают ногами, свистят. И который (минуточку) танцуют.

Замечу, отчаянные хореографы не раз делали попытки перевести в пластику и в движения эту самую популярную в мире игру. Не часто, но и не безуспешно. На родине футбола - в Англии Королевский балет в 80-е годы имел в репертуаре балет с аналогичным названием. В Бразилии, не последней футбольной стране, в начале нулевых английский же хореограф выпустила шикарный спектакль. А вот о детях подумала только хореограф из Израиля, проживающая в Нью-Йорке - Надин Боммер, которая в 2008-м поставила свой "Футбол" на 10 танцовщиц, загримированных под пацанов. Но каких...

Тереза Дурова, как просит Надин Боммер, делит зал на желтых и красных ( по цвету маек команд) и даёт свисток. На зеленое поле выбегают команды красных и желтых - сначала разминка, пробежка, рукопожатие - все как положено. Зал приветствует голкиперов - те занимают места возле ворот в пол человеческого роста и пошла игра... Без мяча, но играют, то есть танцуют, с юмором, изобретательно. Хореограф, просмотревшая множество футбольных трансляций, командные прорывы к воротам противника, подлые подножки, драки на поле и споры с судьей, повторила это в дуэтах, ансамблях. А футболистки играли так, что дети не сомневались - на поле крутые ребята. Не все взрослые поняли подмену и только на поклонах, когда девушки стащили с мокрых волос парики, удивились - в футболе только девочки.

А в это время пока бушевал стадион, в театре " Луны" искали "Полную луну" (знаменитый The Train Theater из Иерусалима) Про полную луну рассказывается в Хелемских историях, а Хелем - маленький городок в старой Польше, где по мнению всей страны живут ... Ну не самые умные люди, которые своими выходками смешат весь мир. Чудаки во общем.

В каждый стране найдётся такой город не то что глупцов, но таких смешных людей. - объясняет мне перед спектаклем автор и единственная исполнительница Галия Леви-Град - Я спрашивала есть ли такой городок в России, но мне сказали, что у вас все умные. Или почти все.

Я не стала разочаровывать актрису и рассказывать про поле чудес в стране известного кого - это наш крест. А лучше взглянуть на её багаж, с которым она приехала на фестиваль. Всего два небольших чемодана, но в них зато умещается весь Хелем.

Сейчас он уже на сцене - лежит на небольшом столе. В виде большой книге, которую раскрывает Галия и оттуда поднимаются синагога, а на ней коза жуёт солому. Море с зелёно-голубыми волнами, в которых два чудака -Лейзер и Леймех - бросают маринованную селедку, уверяя весь мир, что селедка начнёт размножаться, пока они доплывут и доедут до Варшавы. А отправились они туда за луной, потому что их, хелемскую, сначала утопили в колодце, а потом украли.

И колодец, и паровоз с лодкой, и кляйзмерский оркестрик, и мудрецы, решающие какого наказания заслуживают Лейзер с Леймехом - бумажные и буквально вырастают в руках актрисы. Манипулирует она своим бумажным миром виртуозно - спокойно, напевая и пританцовывая вместе с жителями Хелема. Сначала маленькими, а финале вырастающими до больших размеров.

Спектакль, выполненный в технике pop-up, продуман до мелочей, визуален, хотя и не использует ярких красок. Но тонкая ручная работа делает его настолько теплым, возвращая нам подзабытое в театре чувство натуральности.

А в это время другая сцена "Современника" буквально завалена газетами. Именно печатное средство массовой информации стало источником вдохновения для "The Dream Theater" из Тель-Авива. Он привёз на "Гаврош" спектакль "История одной газеты" ( режиссёр Артус Чавес). Правда, в начале в чёрном кабинете сцены кроме лавочки и нелепого создания в красных носках и клетчатом пальто ничего нет. Потом появляются мадам Зефирка под зонтиком и её помощница, которые всем своим видом презирают бродяжку. Но стоит им в руки взять газеты, как из них на глазах зрителей родятся костюмы, куклы и вообще все, что душа пожелает.

Кроме газет в количестве 200 штук им в помощь их клоунский талант: три маски, разные и очень смешные, тонко ведут свою комедийную историю. . Дети смеются весь спектакль, а потом угощаются зефиром и с азартом уничтожают газеты, которые им разрешили изорвать в мелкие клочья. Дети оторвались.

А на следующий день актрисы отправились в детские больницы, чтобы сыграть свой веселый газетный спектакль для ребят, которые в силу разных заболеваний самостоятельно не могут придти в театр. Актрисы прошли в Израиле специальный курс обучения и уверены, что через открытые наивные глаза клоуна смех помогает преодолевать боль.