13 ужинов в режиме реального времени показали на фестивале «Послание к Человеку»

В Санкт-Петербурге наблюдали за жизнью северо-корейской девочки и боролись с абортами

В программе 26-го Международного кинофестиваля «Послание к Человеку», проходившего в Санкт-Петербурге, участвовало 205 документальных, игровых и анимационных фильмов. Оценивало их шесть жюри. Не так давно задыхающийся от безденежья фестиваль возглавил кинорежиссер Алексей Учитель. Под его руководством «Послание к Человеку» превратилось в большой киносмотр не только документальных и короткометражных картин, как это было раньше, но и игровых.

В Санкт-Петербурге наблюдали за жизнью северо-корейской девочки и боролись с абортами

В Санкт-Петербурге давно мечтали о таком монстре, предпринимали попытки организовать фестиваль, соразмерный московскому МКФ. Марк Рудинштейн с Андреем Кончаловским затевали кинофорум на Дворцовой площади, но тогда стеной встал Михаил Пиотровский, свою лепту внес Никита Михалков, чтобы предотвратить его появление. Позднее в Петербурге появился масштабный международный фестиваль, но власть на нем менялась, и он канул в небытие. А «умирающее» «Послание к Человеку» выжило.

Его открытие состоялось на Дворцовой площади. Большому сходу людей поспособствовал концерт Юрия Шевчука, поклонники которого еще долго скандировали, мешая показу документального фильма «О, Интернет: грезы цифрового мира» Вернера Херцога (классика мирового кино в тот вечер наградили за вклад в кинематограф). Идея проводить показы на Дворцовой площади хороша, но надо учитывать и особенности питерской погоды, не допускать, чтобы зрители мокли под дождем. Раздачей пледов и зонтов проблемы не решить.

В день закрытия «Послания к Человеку» почетный приз из рук его почетного президента Михаила Литвякова, стоявшего у истоков фестиваля, вручили питерскому документалисту Павлу Медведеву за «Землю Иосифа» о музее Бродского, просуществовавшему один день.

Жюри международного конкурса во главе с бельгийским режиссером Густом Ван ден Берге, посмотрев 42 картины, отметило Гран-при документальный франко-сербский фильм «Глубина два» Огнена Главонича. Это дебют режиссера в полнометражном кино, рассказывающий о том, как в пригороде Белграда обнаружили групповое захоронение 17-летней давности, результат бомбежек Сербии войсками НАТО. Лучшим полнометражным документальным фильмом жюри сочло иранские «Сны без звезд» Мехрдада Оскоуеи о несовершеннолетних девушках, находящихся в заключении.

Чуть легче было жюри национального конкурса под руководством польского режиссера и выпускницы операторского факультета ВГИКа (мастерская Вадима Юсова) Ханны Полак. На его долю выпало только 17 работ. «Кентавра» за лучший полнометражный документальный фильм в этой секции удостоены сразу две картины - «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич и «Огонь» Нади Захаровой. «Чужую работу» Дениса Шабаева отметили за лучший дебют.

Зосе Родкевич было 22 года, когда она познакомилась с Борисом Немцовым. Получив учебное задание, она в течение трех лет ходила за ним с камерой. В итоге сняла очень живую картину, уже участвовавшую в нескольких фестивалях, недавно получившую главный приз на Краковском фестивале. Скептики считают, что неизвестно, как бы она воспринималась, будь Немцов жив. То, что он убит, и преступление до сих пор не раскрыто, безусловно, многое меняет, но картина вне зависимости от этих трагических обстоятельств сильная и искренняя, а ее герой — искренний и веселый человек. «Мой друг Борис Немцов» отмечен также призом имени Павла Когана за продолжение традиций Ленинградской студии документальных фильмов, хотя школа Марины Разбежкиной, из которой и вышла Зося Родкевич, основывается на других принципах.

Сразу два жюри - ФИПРЕССИ и прессы - отметило дипломами «В лучах солнца» Виталия Манского. А вот основное жюри фильм проигнорировало. Он триумфально идет по миру, только что получил главный приз на фестивале в Будапеште, награду на «Евразии» в Алма-Ате. Из-за него у российских чиновников возникли проблемы с северокорейской стороной, поскольку Виталий Манский, работавший в Пхеньяне под усиленным контролем, смонтировал совсем не то кино, на которое рассчитывали северокорейские товарищи. Он показал закулисье съемок, искусственное создание модели счастливой жизни. Многие опасались, что герои - восьмилетняя Зин Ми и ее родители - пострадают, как и те, кто не доглядел во время съемок. Но нас уверяют, что глава КНДР девочку холит и лелеет, что а стала чуть ли не символом страны. В кулуарах ходили разговоры, что жюри порекомендовали не награждать «В лучах солнца». Но странно представить, что на Густа Ван ден Берге кто-то надавил.

Студенческое жюри отметило чешскую картину «Мэллори» Хелены Тршештиковой. В течение 13 лет она снимала бывшую наркоманку, живущую в машине и мечтающую о собственном доме. Этот фильм напомнил предыдущую работу Хелены «Катка» и воспринимается как некий повтор.

Приз дирекции фестиваля имени Виктора Астафьева, а им отмечается работа из национального конкурса за отражение темы доброты, милосердия, любви и уважения к окружающему миру, достался «Собирателям морской травы» Марии Мурашовой. Выпускницы Санкт-Петербургского университета кино и телевидения сняла фильм при участии французских партнеров о сезонных рабочих, собирающих в поселке Реболда на Соловках морскую капусту. На прошлом «Послании к Человеку» уже показали картину «Реболда» на ту же тему. Но Мария Мурашова нашла новые образы, поэтически подошла к самым прозаическим вещам и получился фильм совсем другого рода.

Оператор фильма «Костры и звезды» Руслан Федотов, снявший путешествие музыканта Moa Pillar (Федор Переверзев) по Кабардино-Балкарии и Адыгее, награжден призом памяти Дани Гуревича. Он учрежден по инициативе родителей и друзей оператора, погибшего в 2002 году в Кармадонском ущелье в составе съемочной группы «Связной» Сергея Бодрова. Приз вручала мама Дани — Елена Гуревич.

Присутствие внушительной программы полнометражных игровых картин организаторы мотивировали тем, что границы между документальным и игровым кино стираются. К примеру, в фильме «Танна» (Австралия-Вануату) Бентли Дина и Мартина Батлера самих себя сыграли жители тихоокеанского острова. Год назад они практически нагишом приезжали на Венецианский кинофестиваль, впервые оказались в цивилизованном мире, но быстро адаптировались.

Во внеконкурсной программе участвовала, возможно, самая необычная картина «Еще один год» Шензе Жу. Дебют молодого китайского режиссера уже отмечен главным призом крупнейшего фестивале документального кино в Нионе. Шензе снимала 13 ужинов одной рабочей семьи на протяжении 14 месяцев. Ее герои подолгу едят, разговаривают, воспитывают детей, просто смотрят в одну точку как мать главного героя — на вид не такая уж и старая женщина. Проку от нее никакого. Она раздражает невестку, которая крутится весь день с детьми. Камера долго фиксирует неторопливые движения матери, долгое поедание риса. Казалось бы, что в этом интересного? Но три часа, сколько идет фильм, зритель наблюдает в режиме реального времени за повседневной жизнью незнакомых ему людей и не покидает зал, хотя кто-то и не выдерживает.

В архивную программу «Советский культурфильм 1920-х-1930-х годов: «новый быт» для «новых людей» включили просветительские ленты на актуальную ныне тему абортов (составители и предположить не могли, что попали в точку), о лечении сифилиса, омоложении, вреде бактерий. 40-минутный фильм «Не плюй на пол!» Владимира Широкова, снятый им в 1929 году, представляет собой забавные сцены у плевательной урны. 10-минутная грузинская санитарно-просветительская «Борьба с мухами» считалась утраченной более 70 лет, и только в 2016-ом ее представили широкой публике.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру