Ларс Айдингер, названный из-за «Матильды» порноактером, может победить в Токио

На звездную дорожку крупнейшего в Азии киносмотра вышла первая японская женщина-фотограф. Ей 102 года

02.11.2016 в 19:16, просмотров: 13959

3 ноября завершается 29-й Токийский международный кинофестиваль В его конкурсе участвует немецкая картина «Вчерашний расцвет» Криса Крауса. Главную роль в ней сыграл великолепный немецкий актер Ларс Айдингер, недавно снявшийся в роли русского императора Николая II в «Матильде» Алексея Учителя. Против него ополчились российские активисты, договорившиеся до того, что он — порноактер. Хотя Айдингер — один из лучших современных актеров, звезда берлинского театра «Шаубюне».

Ларс Айдингер, названный из-за «Матильды» порноактером,  может победить в Токио
Кадр из фильма "Вчерашний расцвет"

Страшно представить, что бы сказали наши активисты, увидев «Вчерашний расцвет». Это по определению режиссера Криса Крауса, гротеск о холокосте, высмеивающий всю ту пену, которая поднимается вокруг этой трагической темы. Сценарий написан самим Краусом. По-началу Айдингер производит странное впечатление: сам на себя не похож — унылый, дурно одетый, убитый жизнью персонаж. Его герой, а он известный исследователь холокоста и внук нацистского преступника, пребывает в состоянии кризиса. На наших глазах он будет выходить из этого состояния, благодаря странной девушке, роль которой исполнила французская актриса Адель Энель. Эта барышня — французская еврейка. Она убивается по своей погибшей в газовой камере Аушвица бабушке. Девица нервическая - пять раз покушалась на самоубийство, отказывается пить немецкое пиво, так как это страна угробила бабушку. А после того, как переспит с немцем, вообще впадет в истерику. Ее избранником и становится герой Айдингера. Это его дедушка убил ту самую бабушку. Мы видим давнюю фотографию далеких рижских времен, где эти самые дедушка с бабушкой сидят за одной партой. В Ригу и отправятся герой Айдингера и его возлюбленная. В красном пальто она будет вызывающе эффектно смотреться на фоне красных цветов, которыми усыпаны захоронения жертв холокоста. На несовместимости и построено здесь многое. Картину представлял режиссер фильма, и ему было интересно, как в Японии воспримут его работу. На встрече с публикой он сказал: «То, что происходит в нашем фильме, так далеко от вас - европейская история, Латвия, Россия, Германия... Что вы почувствовали? Любовная комедия у меня становится драмой, а потом и гротеском». Все-таки что-то личное во всей этой истории есть, хотя режиссер и говорил, что это фикшн.

В день открытия Токийского кинофестиваля на звездной дорожке появилась женщина в коляске. Ничего особенного в этом не было. В Японии людям в возрасте и с ограниченными возможностями оказывают почет и уважение. Оказалось, что это героиня неигрового фильма «Два журналиста: одно столетие» Ацунори Кавамуры. Рассказывает он о наших старейших коллегах, доживших до 100-летнего юбилея. Такеджи Муно родился в 1915 году и 21 августа 2016 года покинул этот мир. Всю жизнь он работал журналистом, где только не побывал, даже на немецкой территории времен Второй мировой войны. Цунеко Сасомото родилась в 1914-ом и 1 сентября отметила 102-летие. За 4 месяца до начала Второй Мировой войны она вышла замуж. Цунеко - первая японская женщина-фотограф, запечатлевшая в своих работах целый век. Она до сих работает. Ее фотографии знают во всем мире.

фото: Светлана Хохрякова
102-летняя женщина-фотограф Цунеко Сасамото

Старика спрашивают: «В чем секрет долголетия?». И вот его ответ: «Спать хорошо, есть хорошо». Жена Такеджи тоже прожила долгую жизнь, ушла в 92 года. В фильме мы еще увидим ее живой. Господина Муно приглашают на встречу со школьниками, которые зачитывают заранее подготовленные вопросы с экрана компьютера. Им скучно слушать воспоминания такого древнего человека, хотя они даже пытаются прошлое сопоставить с событиями в Сирии. Съемки, сделанные чуть раньше, запечатлели еще довольно бодрого Муно, а в финале мы увидим страшную картину, так что в очередной раз возникнет вопрос: где та черта, которую документалист не должен переходить. Зрители фактически наблюдают наступление агонии. Перед ними корчащийся на больничной койке старый человек. Руки вывернуты, ноги как спички, лицо перекошено, рот открыт. Мука и страдание на лице, перетянутом трубками. Как будто авторы фильма ждут смерти в прямом эфире. Но не дождутся. Героя фильма отправят из больницы домой, где он тут же и умрет.

Одно из самых экзотических фестивальных мероприятий проходит в национально святыне — театре Кабуки. Церемония там расписана до мелочей и если запланирована на 16.02, то ровно в это время и начнется. Поскольку снимать все то, что происходит на сцене нельзя, - это таинство, то актеры Кабуки вышли на встречу с журналистами на улицу. Оное Кикуносуке часто снимается в кино и сериалах, а в тот вечер исполнил виртуозный 37-минутный спектакль «Саги-мусумэ» («Девушка-цапля»), построенный на классическом японском танце с участием музыкантов. Он мгновенно переодевался прямо на сцене, прикрывшись зонтиком, поражая сноровкой. Падал снег. Саги-мусумэ появлялась в белоснежном кимоно в капюшоне (женские роли в Кабуки исполняют мужчины). Потом она снимет капюшон и предстает в невообразимой красоты красном платье. Одно кимоно сменяло другое, сообразно настроению героини. В тот же вечер Ичиро Фурутачи - мастер разговорного жанра - выступил с перформансом «Blood`s Up at Takata-no-Babа». Ичиро Катаока постоянно озвучивает немые фильмы, устраивает музыкальные перформансы. Он даже приезжал в Одессу на фестиваль немого кино, где в сопровождении гитариста Юрия Кузнецова представлял архивные картины. В Кабуки он проиграл всех персонажей 52-минутного японского фильма «Чушингара», снятого в 1928 году.

фото: Светлана Хохрякова
Актеры театра Кабуки