Ник Рок-н-Ролл привел музыкантов в «форму»

Корни андеграунда дали ростки и над землей

01.12.2016 в 19:10, просмотров: 7490

Один из основателей шок-рока и рок-перформанса в России, «главный шоумен и юродивый постсоветского пространства» — на уже легендарную фигуру Ника вешали самые разные ярлыки, пока он, с легкостью их сбрасывая, закручивал вокруг себя воронки событий, проектов и историй. Очередная и совершенно новая ступень — фестиваль «Форма жизни», прошедший недавно в Санкт-Петербурге и Москве. Столичный концерт стал собранием редких музыкальных видов, у каждого из которых свой стиль и характер.

Ник Рок-н-Ролл привел музыкантов в «форму»
Фото: Евгений Волович

«Иногда Ник Рок-н-Ролл отходит в сторону, и тогда просыпается Николай Францевич Кунцевич», — любит говорить сам артист, у которого за плечами не только внушительный сценический, но и организаторский опыт. Он был директором культурного центра «Белый Кот» в Тюмени, председателем международного конкурса The Global Battle of the Bands, создателем Всероссийского фестиваля женского рок-вокала «Сирин», где, кстати, дебютировали Юлия Чичерина, Ольга Арефьева, Инна Желанная, «Ночные снайперы» и другие певицы, прорвавшиеся потом на большую сцену.

Помня о героическом прошлом, Ник не останавливается на достигнутом. «Форма жизни» по задумке отличается от многочисленных современных фестивалей, которые часто превращаются в сборную солянку с участием трендовых исполнителей или «клубы по интересам», где звучит музыка какого-то одного жанра. Задача конкретного события, а точнее, по сути, движения, которое музыкант планирует развивать, — дать возможность независимым талантливым группам заявить о себе и показать публике качественную альтернативу тому, что звучит на радио и ТВ.

«Рок-фестивали прошлого, уже вошедшие в историю, открывали слушателям новые имена, — рассуждает главный виновник торжества, — например, фестиваль Ленинградского рок-клуба подарил стране такие группы, как «Кино», «ДДТ», «Аквариум», фестиваль «Окна открой» — «Короля и Шута». Пришло время возродить эту тенденцию, только в новом ключе, заняться развитием и продвижением индивидуальной музыкальной сцены. А это в России те исполнители, у которых есть свое лицо, харизма и собственный неповторимый почерк, позволяющий говорить об их творчестве как о самобытном явлении».

***

Хотя Ник не обозначал никаких стилистических границ, со сцены звучал преимущественно рок, только очень специфический, не попадающий под традиционное определение жанра. Полностью и сознательно выбился из рок-контекста Torch Project со своим провокационным тяжелым электронным сетом, который он отыграл даже не на сцене, а смело встав посреди танцпола, так сказать — поближе к народу. Не весь «народ» понял и оценил происходящее, но, учитывая физическую близость, в которой в прямом смысле слова зрители находились с артистом, они явно должны были услышать его резкое и четкое творческое высказывание. Ну а вопрос оценки его уровня и качества — личное дело каждого.

В отличие от представителя постиндустриального лагеря группа К.И.Т. из Санкт-Петербурга стала самым «классическим» участником фестиваля, и это тот случай, когда музыканты показали то, как играть и петь не нужно. Солист Андрей Китаев навязчиво напоминает на площадке сильно уставшего Константина Кинчева с его современным репертуаром, совсем не похожим на ранние, яркие и сочные песни «Алисы». В случае с К.И.Т.ом нынешние опусы даже не с чем сравнить — исполнители всегда шли по одной проторенной уже тысячами групп до них колее, изобилующей клише и невнятными образами на грани социального, исторического и мифологического. Непонятно — то ли ребята протестуют против чего-то, то ли рассказывают о некоем прошлом, то ли придумывают пугающие сказки.

Фото: Евгений Волович

Интересно, однако, следить за сюжетом, когда он построен на контрастах: так получилось и с «Формой жизни»: после резкого спуска последовал не менее крутой подъем. Зал буквально взорвала группа ButterBrodsky. За странным названием скрывается известный лидер, правда — пока еще больше не в музыкальных, а в кинематографических кругах. Солист команды — Павел Майков, который проснулся знаменитым после выхода на экраны «Бригады», где он сыграл на пару с Безруковым в бандитской четверке Пчелу, пять лет назад собрал музыкальный коллектив. Впрочем, музыкальный бэкграунд у г-на Майкова имеет и семейную сторону: он родной брат известной певицы Анастасии Стоцкой.

«Бригадный» дух ButterBrodsky и фронтмена Павла Майкова по-прежнему в тонусе. Фото: Евгений Волович

Свою музыку артисты описывают как дип-рок «для людей в смокингах, окутанных туманом дорогих сигар, и клошаров с дырявыми карманами трико и без». Майков разрушает стереотип «поющего актера», который решил взять в руки гитару, сделав ставку только на популярность собственной персоны. На первый взгляд, конечно, если препарировать песни группы, может показаться, что со звуковой точки зрения они вторичны, и Павел с коллегами лишь повторяет то, что было уже много раз сыграно до них.

Но в какой-то момент непонятно почему открывается невидимый «портал», и в наслоении мелодий слышатся звуки мантр, вкусные словосочетания вроде «я иду по ковру, ты идешь, пока врешь», необычные ходы и вокальные повороты. Феномен понятен не до конца. Может быть, свое все-таки берет актерская харизма солиста, и в тех эпизодах, когда звучание кажется незамысловатым, публика прощает или просто не замечает этого, потому что лидер эмоционально держит зал мертвой хваткой, одновременно заряжая его энергией. Так или иначе умение, не изобретая велосипед, произвести фурор и сварить музыкальную «кашу из топора», уже достойно по меньшей мере внимания.

***

Одиноким и гордым особняком встали на фестивале «НонАдаптантЫ», о котором несколько выпусков назад уже рассказывал «MegaБит». Кто-то называет их пришельцами, а кто-то клоунами — зависит от настроения и восприятия. Свою реальность они, безусловно, создают — и текстами, и провокационными образами, и звуками синтезатора, уносящими куда-то то ли в прошлое, то ли в космос, но может показаться, что команду слишком увлек ее собственный мир, куда они не пускают никого и как будто смотрят на остальных чуть свысока, а этот путь может быть тупиковым. В общем, время покажет, а мы будем следить за развитием событий.

Сам Ник Рок-н-Ролл, последовательный и одновременно непредсказуемый, не мог не удивить зрителей. Случился перевертыш: вместе со своей командой «Трите Души» из Екатеринбурга он должен был закрывать фестиваль, но выступил первым, кинувшись грудью на амбразуру еще не разогретой публики. И публика загорелась на раз. Кажется, этот артист шаманит, впадая на каждом выступлении в транс, в то время как музыканты держат энергетическую звуковую сетку. Нику не нужны ни спецэффекты, ни видеоряд, все образы вспыхивают в нем самом.

Концерты в полном составе, с участниками «Трите Души» (коллектив существует с 1994 года и остается главной любовью музыканта), — большая редкость. Как говорит Ник, это любительская команда, но не по уровню профессионализма (она даст фору любой рок-группе), а лишь потому, что коллектив не зарабатывает деньги своим творчеством, но искренне любит свое дело (отсюда определение) и вкладывается в него. По форме их музыка — балансирующая на грани смесь стилей и направлений, где гитарные риффы сплетаются в каком-то экстатическом танце с психоделикой. На самом деле, выйдя на сцену первыми, Ник Рок-н-Ролл с «Трите Души» и утвердили «Форму жизни», показав ее идеальный вариант, дали экстренный мастер-класс всем участникам фестиваля перед их выходом на площадку.