Политическая выставка: Музеи Кремля готовятся принять французские реликвии

Пока политика разъединяет Францию и Россию, культура их соединяет

Политические коллизии между Россией и рядом стран уже аукнулись нашей культуре. Некоторым московским арт-организациям отказано в грантах с формулировкой: «Ваша страна под санкциями». Но, слава богу, есть государства, которые не смешивают политику с культурой и не наказывают художников в отместку политикам. Наглядный пример — Франция. Сейчас она отправляет знаменитые святыни Средневековья в Музеи Московского Кремля. Тут 3 марта представят одну из ключевых столичных выставок года — «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

Пока политика разъединяет Францию и Россию, культура их соединяет
Витраж из Сент-Шапель. Фото: пресс-служба музеев Кремля.

Стало это возможным благодаря перекрестному году культурного туризма России и Франции. Начался он в Париже с передачи Центру Помпиду внушительной (более 250 работ) коллекции российского современного искусства второй половины ХХ века. Наконец дело дошло до Москвы, где ждут шедевры готики, связанные с эпохой Людовика Святого. Среди них — фрагменты витражей из Сент-Шапель, роспись которых знакомит с библейской историей человечества. Они украшали капеллу до ХIХ века, потом их забрали на реставрацию в Центр национальных памятников, где хранят до сих пор. Особое внимание заслуживают красочные миниатюры, орнаменты рукописных книг, сами рукописи, деревянные скульптуры монарха, его дочери из музея Клюни и церкви Пуасси, где был крещен Людовик. Любителей ювелирного искусства впечатлят терновый венец из собора Парижской Богоматери, корона-реликварий из Лувра, знаменитые лиможские эмали из Эрмитажа и, наконец, Евангелие с драгоценным окладом для богослужений в церкви Сент-Шапель.

— Она стоит в самом центре Парижа, — восклицает президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль, — как Музеи Кремля находятся в сердце России. Еще поэтому мы согласились на эту выставку. Она с успехом прошла в Париже 3 года назад, хочется, чтобы и в России проект вызвал не меньший энтузиазм. Ведь французское искусство Средних веков мало кому известно, даже на родине его плохо знают.

Корона-реликварий из Лувра. Фото: пресс-служба музеев Кремля.

Именно во времена правления святого Людовика сложилась идеальная атмосфера для развития искусств и архитектуры: монарх им всячески покровительствовал. Не жалел денег художникам, усердно воздвигал храмы: собор в Реймсе, монастырь Ройомон, церковь Сент-Шапель при королевском дворце. Хранил здесь святыни, в том числе и терновый венец Спасителя, которым Людовик завладел в 1239 году. Это приобретение превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля». Затем он собрал более 20 реликвий Страстей Христовых — частицы Креста Господня, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина... Людовик вообще был образцовым христианином, отважным рыцарем, участником крестовых походов и защитником Святой земли. Щедро помогал не только художникам, но и простолюдинам. После обедни выходил из дворца в королевский двор, садился под любимым дубом и принимал всех желающих. Внимательно выслушивал каждого и выносил справедливое решение. Поэтому Людовик Святой и вошел в историю как самый любимый король Франции.

— Несмотря на Наполеоновские войны, события 1856 года в Крыму и современные политические коллизии, — замечает специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, — отношения между Францией и Россией в области культуры последние 250–300 лет являются образцовыми. Доверительные отношения наших стран велики. Эта выставка подтверждает их больше, чем подписные договоры и пожимания рук. На то он и Святой Людовик, чтобы спасать и сближать в трудное время.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27303 от 20 января 2017

Заголовок в газете: Святой людовик как символ дружбы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру