Венецию покорила немецкая последовательница Олега Кулика

А Россия осталась на биеннале без приза

Неудивительно, что «Золотые львы» — главные награды Венецианской биеннале современного искусства — ушли к немцам: лучшим художнику основного проекта и автору национального павильона Германии. С первого дня в него отстаивают часовые очереди, чтобы засвидетельствовать перформанс с ползающими по полу людьми и бегающими собаками... Ничего не напоминает? Да, привет Олегу Кулику и всему российскому искусству, которое, в том числе по нижеперечисленным причинам, оказалось на главном смотре актуальных художественных практик не у дел.

А Россия осталась на биеннале без приза

А судьи кто? В жюри под председательством руководителя мадридского «Центра искусств королевы Софии» Мануэля Борха-Вилеля попали камерунский журналист Нтоне Эджабе и кураторы: итальянка Франческа Альфано Милетти, тайванец Ами Чэн и англичанин Марк Годфри, отвечающий за международный отдел лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн.

Они назвали 77-летнего Франца Эрхарда Вальтера «Лучшим художником биеннале» «за радикальный и сложный характер творчества, который влияет на наше время и предлагает новый способ жизни». Вот как это выглядит: куски хлопчатобумажной ткани разной длины цвета горчицы и шафрана в форме полок висят на стенах, будто держа их. Они зовутся «скульптурами-телами» и интерактивными инсталляциями, так как их можно трогать, выворачивать наизнанку, мастерить новые объекты.

Вальтер показывают свою экспозицию.

Немцы стабильно предъявляют на биеннале сильные проекты, но ставки международными специалистами делались на национальные павильоны Италии и Грузии. Последняя очаровывает ветхим деревянным домом с брошенными внутри пожитками, которые беспрерывно заливаются ливнем. Это искусство моментально тебя захватывает, заставляет забыть про реальность и переносит в трогательный грузинский мир. Итальянцы же демонстрируют виды разложения человеческого тела, начиная со скульптуры вроде как самого Иисуса Христа.

Он лежит на поверхности, сбоку напоминающей крест, водруженный на 2-метровый постамент. Каждый второй начинает взбираться на него по лестнице, чтобы убедиться в своих догадках, как смотрители просят отойти от экспоната. Таблички с соответствующим запретом нет, что намекает на провокацию. А за скульптурой на черной стене проступают слегка заметные рельефные портреты четырех апостолов, которые развеивают последние сомнения о главном герое. Дальше тянется аллея прозрачных гробниц с трупами, то растасканными по костям, то пожираемыми червями. В конце — настоящий завывающий крематорий...

Итальянцы, среди которых, согласно статистике, более 70% верующих, толерантно воспринимают экспозицию... Можно предположить, если бы Россия показала такое, сошли бы с ума не только Поклонская с Милоновым, но пересажали бы всех организаторов, а еще бы РПЦ отправила батюшку освящать наш павильон от ереси.

Собаки из немецкого павильона.

Немцы тоже пошли по пути провокации. Во главе с художником Анн Имхоф они превратили открытый в 1933-м Гитлером павильон в «концлагерь» с остроумным названием «Фауст». Внутри — вольеры из проволоки с немецкими овчарками, которые сторожат с десяток пленных, ползающих под стеклянным полом. Как только кому-то из людей удается обойти собак и охранников, вырваться на свободу, — он застывает как вкопанный, символизируя памятник жертвам тотального контроля и репрессий...

Одним из первых параллель между немецким перформансом и проектом «Семья будущего» Олега Кулика заметил Марат Гельман, который заставил акциониста выйти на улицу в образе «человека-собаки»: «Только я хотел написать в Фейсбуке, что немецкий художник решил с размахом повторить проект Кулика, и у него это получилось. Возможно, тот факт, что он не сам сел на четвереньки, а нанял артистов, пошел на пользу проекту. Пришла информация, что Кулик, которого наше начальство так и не пригласило в Венецию, в лице этого немца получил «льва». Обидно».

Сам Олег Борисович во время награждения победителей биеннале вел прямой эфир в Питере, где заявил: «Человек — это чистый лист, на который реальность накладывает свой отпечаток». Поневоле задумываешься о реальности современной Европы, которая так выпукло отпечаталась в немецком павильоне. После эфира Кулик подтвердил «МК», что считает художника Имхоф своей последовательницей, назвав ее перформанс «прекрасным ремейком».

— Во-первых, «человек-собака» вдохновил многих иностранных художников на эксперименты, как часто случается с мощным российским искусством, — говорит российский арт-эксперт, пожелавший остаться неизвестным. — Вспомните проекты Андрея Монастырского и Ирины Наховой на биеннале, после которых значительное количество иностранных художников ударилось в концептуализм. В России часто рождаются идеи, но не хватает пороха их реализовать до конца. То же самое произошло с нашим павильоном в этом году. Общая идея — представить «Театр мира» — выдающаяся, но реализовать ее не удалось, так как у наших художников разные месседжи. Они не собираются в одну историю.

Олег Кулик в образе "Человека-собаки" 23 года назад. Предоставлено из личного архива.

— Вам не кажется, что они как раз-таки препарируют эту историю с разных углов зрения?

— Не соглашусь. Гриша Брускин — про тот же самый тоталитаризм, что и 30 лет назад, но его идея размывается, так как работ слишком много, а в зале, где на стенах крутят видео, их совсем не видно. Ребята из группы Recycle — весьма пластичные и грамотно нащупали, вылепили проблему про массовое интернет-потребление. Но они загоняют себя в западню, когда говорят, что человек погибает от постоянного пользования Глобальной сетью, а сами вынуждают посетителей смотреть свои работы через приложения на девайсах. Наивно полагать, что они сегодня у всех есть. Наконец, непонятно, о чем вообще видео Саши Пироговой, которое к тому же безумно затянуто и размыто. На выходе из павильона остается полный туман с претензией на концептуализм.

— По-вашему, у нас вообще не было шанса взять «льва» за павильон? Все-таки многие международные специалисты хвалили его в кулуарах.

— Никакого! Биеннале в последние годы еще глубже ударилась в политику. Например, если Армения оплакивает столетие геноцида — получает премию. Хотя выставка у нее была слабая. России пока ничего не светит на мировой художественной арене, так как нас третируют за политику. Но это всегда так и со всеми. Вот сейчас кому-то невыгодна политика Меркель, вот им и дали приз, чтоб обратить внимание на то, что происходит в Германии. Так что не надо молиться на биеннале и думать, что это качественная выставка. Здесь, как правило, собирается плохое искусство, сколоченное наспех и выкроенное под определенные рамки. Хорошего искусства вообще мало.

Венеция

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру