В Таллине показали “запрещенную" сатирическую комедию о смерти Сталина

И о том, как получил по заслугам Берия

Пока у нас идут споры о том, нужно ли показывать комедию «Смерть Сталина» британского режиссера Армандо Ианнуччи, созданную совместными усилиями Франции, Великобритании и Бельгии, пока против ее выхода протестуют коммунисты, на 21-м международном кинофестивале «Темные ночи» в Таллине прошла ее премьера. Советские вожди предстали в сатирическом свете, а сыграли их европейские и американские комики. Получился балаган про власть. Между тем на «Артдокфесте» мы увидим документальное кино о другом отношении к Сталину.

И о том, как получил по заслугам Берия
фото: кадр из видео

События фильма Армандо Ианнуччи происходят в 1953 году. Сам Иосиф Сталин в исполнении Андриана Маклафина присутствует на экране недолго. Никаких кавказских черт у него нет. На портретах, щедро украшающих площади и интерьеры, он скорее похож на азиата. Все, что происходит в фильме, — сплошной гротеск. Но как его принять людям, пережившим ужасы сталинского времени, — большой вопрос. Эстонские зрители так и говорили: «Все это смешно, когда бы не было так грустно». Такие вольные фильмы могут снимать только свободные люди, которые не пережили ужасы прошлого. Со стороны трагедия целой страны кажется абсурдом. Так не может быть. Но все это было.

Герои Ианнуччи, а это цвет Политбюро — от Маленкова до Молотова — карикатурны. Еще не остыло тело Сталина, как пошла плясать губерния. Берия первый у покойника сидит и приговаривает: «Воняешь, как конь, пущенный на мыло». В его голове уже зреют планы, да только хозяин окажется крепок и еще очнется. Но возня мелких людишек набирает обороты. Они, как свора псов, готовы разорвать друг друга.

Играют советских партдеятелей комедийные актеры. В роли тормозного Маленкова — американский комик Джеффри Тэмбор. Сластолюбивого Берию, приводящего девушек в казематы Лубянки и обставляющего свидания цветами и прочими аксессуарами, сыграл колоритный британский актер Саймон Рассел с богатой театральной биографией. У авторов фильма своя версия уничтожения Берии, и она вызовет бурную реакцию, учитывая накал страстей в обществе. Отлично сыграл Молотова 74-летний британский актер Майкл Пейлин — сдержанно и, как ни странно, почти достоверно. Хорош и более других симпатичен в роли Хрущева виртуозный американский актер Стив Бушеми. Никиту Сергеевича здесь называют Ники. Он самый человечный человек. Именно Хрущеву доверено обустроить похороны Сталина. Вот он и отбирает ткани, рюши, пока для Маленкова подыскивают маленькую девочку вроде той, что фотографировалась со Сталиным. Важна преемственность во всем. Это Хрущев откроет вокзалы — и народ хлынет в Москву хоронить Сталина, чтобы пополнить ряды мертвецов. В людском потоке кого только нет: «Спроси Никиту, зачем он позвал попов». Хрущев становится главным героем фильма. У него единственного тут есть перспектива. Но только до прихода Брежнева.

Грандиозно придуман героический маршал Жуков в исполнении британского актера Джейсона Айзекса, известного по роли Люциуса Малфоя в «Гарри Поттере». Он тут не мужчина — орел. Вся грудь в орденах. На виске шрам. Жуков Айзекса словно сошел с портретов героев войны 1812 года. Как сбросит шинель под бравурную музыку, как покажет свою стать, как врежет Берии по лицу, а потом схватит автомат и пристрелит со словами: «Мерзкий ты был человек». Понятно, что родственников Жукова может в такой трактовке многое оскорбить. Но зал хохочет, потому что представить подобное в реальной жизни невозможно.

Дети Сталина — впечатляющая пара. Отстраненная и бесцветная Светлана в исполнении Андреа Райзборо умоляет Берию об одном — вернуть своего возлюбленного Алексея Каплера. Удалой красавец Василий Сталин в исполнении 36-летнего британца Руперта Френда напоминает Гришку Мелехова из «Тихого Дона». Умом только не вышел. «Ненавижу быть трезвым», — говорит он. Такую речь с Мавзолея, прощаясь с отцом, произнесет: «Мы — медвежата: русские, грузины, армяне….» В общем, страна осиротевших медведей. А соратников отца, распиливших его голову, Василий назовет чудовищами, выскребающими мозг Сталина. Жуков, правда, надает ему за это пенделей.

Пианистку Юдину, которая и довела Сталина до смерти своей сокрушительной запиской, сыграла живущая на Западе актриса украинского происхождения Ольга Куриленко. Зрителям она известна по одному из фильмов бондианы «Квант милосердия». В «Смерти Сталина» Ольга единственная родом из СССР, из Запорожской области. Как не смеяться современным европейским зрителям над сценой концерта с участием ее несговорчивой Юдиной, которая не соглашается еще раз сыграть ради записи пластинки для вождя. Все происходящее — анекдот. На дирижера упадет огнетушитель. Придется искать замену. Нового дирижера прямо в домашнем халате доставят на сцену, как на Лубянку. Зал смеется, когда не могут привести Сталина в чувство, потому как нет врачей — всех толковых пересажали. А дальше совсем не смешно. Врачи либо расстреляны, либо в ГУЛАГе. Нашли на воле одного — почтенных лет Тимашука, гнались за ним. А он бежал, завидев «воронок». Сделана эта сцена лихо и смешно, как и вывод двойников покойного Сталина с дачи. Разномастные дублеры вождя похожи на современных ряженых, фотографирующихся с туристами на Красной площади.

Трудно показывать такую картину в стране, где окончательно не дана оценка деяниям Сталина, где много его защитников и почитателей, где снимается суррогатное кино, лакирующее годы его правления. Но как предостеречь человечество от безумия неограниченной власти? Иногда смех лечит.

Интересно, что в китайской конкурсной картине, показанной в Таллине, где действие происходит в 1980-е, деревенские старцы сидят под портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Мао. Это святыни. А арт-музей Таллина богат советской коллекцией соцреализма. На полотнах эстонских художников запечатлен Сталин, хотя чаще Ленин, представленный иронично. Он как солнце. С прошлым в Таллине расставались непросто, но решительно. Так, герой внеконкурсной итало-украинской картины «Изи» Андреа Маньяни, бывший гонщик, отправляется в опасное путешествие из Италии в карпатское село с гробом украинского гастарбайтера Тараса. Вкусив все прелести постсоветской жизни, он бросит в могилу незнакомого ему при жизни человека его просроченный советский паспорт. Прошлое погребено навеки. Надо только в нужный момент посмеяться над собой.

На «Артдокфесте» покажут две документальные картины о том, что значит для нас Сталин. «Красная душа» голландского режиссера Йессики Гортер снята с состраданием к нашим людям, которые не всегда осознают трагедию страны, хотя их родственники убиты и сами они живут на костях сталинских жертв. В «Стене» Дмитрия Боголюбова не иссякает поток желающих поклониться бюсту Сталина у кремлевской стены. «Спасибо вам за подвиг ваш», — читает стихи вождю его почитательница. Люди молятся, отдают поклоны. Никаких слов не нужно. Камера просто фиксирует людской поток.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27564 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Темные ночи Сталина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру