Зритель, остынь: что кроется за алкогольным скандалом с Михаилом Ефремовым

Его роль и в Москве воспринимали неоднозначно; ненормально, когда публика выступает в роли общественного обвинителя

11.03.2018 в 15:38, просмотров: 93694

Михаил Ефремов, чье поведение во время спектакля на гастролях в Самаре так возмутило зрителей, вместе с «Современником» вернулся в Москву. Ладно артист, но и сам спектакль «Не становись чужим», оказывается, возмутил зрителей. А это уже другая история, которая не сулит нашим театрам и артистам ничего хорошего. Чем оказались недовольны зрители, попробовал разобраться обозреватель «МК».

Зритель, остынь: что кроется за алкогольным скандалом с Михаилом Ефремовым
Кадр из видео.

Премьера «Не становись чужим» по пьесе Гарольда Пинтера «Возвращение домой» свежая — ее выпустили только в январе. Режиссер Сергей Газаров делал спектакль, понятное дело, на Михаила Ефремова — блистательного артиста, к которому слово «амплуа» просто неприменимо. Ефремов на сцене (да и в кино) может все — от комедии, фарса до трагедии — и в любой роли будет убедителен и неповторим, что правда то правда. И главу странного семейства — Макса — в пьесе Пинтера мог сыграть только он: семейка жуткая, существующая постоянно в конфликте между собой и со всем миром. Ничего удивительного в том, что первое появление Ефремова напоминает явление неприятного животного: не говорит, а рычит, извергая ругательства в адрес своих отпрысков, которых, как выясняется по ходу действия, на самом деле он нежно любит. Короче, Ефремов здесь на лицо ужасный, но добрый внутри.

Таких ролей в его биографии прежде не было — не обаятельный субъект, а просто омерзительный, — и этот образ артист жестко держит.

Но публика в Самаре, понятное дело, ждала другого Ефремова, да еще в канун Женского праздника: кавалеры вывели своих дам культурно отдохнуть, подарив им встречу с прекрасным Михал Олеговичем, а тут — монстрила Макс на сцене в его исполнении. Разрыв шаблона, и как следствие — негативная реакция. Еще и спектакль на полчаса задерживают, но публику не волнует почему. Никто не задается вопросом: а может, за кулисами кому-то плохо с сердцем или давление скакнуло? А может, какая-то такая техническая накладка случилась? Я помню, как в Квебеке на спектакле Робера Лепажа что-то заклинило в декорации (а она у режиссера всегда сложнейшая) и публика терпеливо 45 минут ждала, пока ей не объявили, что начать спектакль по техническим причинам просто невозможно. Все встали и тихо отправились восвояси — без возмущения и истерик в соцсетях.

У меня большие сомнения, что в Самаре Михаил Ефремов был выпимши и именно из-за него спектакль начался с большой задержкой — профессионал его уровня просто не позволит себе такого. Справедливости ради стоит сказать, что и в Москве спектакль «Не становись чужим» публика воспринимает неоднозначно: кто-то в восторге, а кто-то уходит в антракте. Нормальная реакция для любого спектакля. Ненормально, когда зритель начинает выступать в качестве общественного обвинителя: кто-то умничает, как критик, а кто-то требует прекратить «непотребство». Ведь деньги за услугу заплачены, а значит, имеет право. Раньше писали в партком или профком театра, а сейчас контролирующие органы заменили соцсети. Не исключаю, что со стороны театра допущена тактическая ошибка в организации гастролей — начинать их именно таким непростым для восприятия спектаклем.

«В понедельник будем разбираться, что произошло в Самаре… если произошло», — откомментировал ситуацию директор театра Игорь Попов.

А может, и не надо, чтобы не создавать прецедента — иначе дойдет до того, что не худсоветы, а зрители начнут закрывать спектакли. Ведь магазин, где им продали некачественную колбасу, они закрыть не могут.

Читайте материал: "Еще кричать мне будет": появилось видео скандального спектакля с Ефремовым"