Русский авангард сотрясает столицу: открылась выставка малоизвестных театральных художников

В ЦДХ представили проект «В авангарде времени. Малая сцена. Москва. 1917–1932»

15.03.2018 в 18:48, просмотров: 4891

Галерея Элизиум, что в ЦДХ, к своему 20-летию развернула редкую для столицы по подбору материала выставку «В авангарде времени. Малая сцена. Москва. 1917–1932». Это не просто зрелищная экспозиция, а полноценный исследовательский проект, воссоздающий цельный образ театров во всем многообразии стилевых тенденций и творческих индивидуальностей.

Русский авангард сотрясает столицу: открылась выставка малоизвестных театральных художников
Шестаков В.А.Девушка на качелях.Эскиз костюма к пьесе Р.М. Акульшина Окно в деревню. 1927. РГАЛИ.

В первой трети XX века малая сцена, более открытая и восприимчивая к стилистическому разнообразию почерков режиссеров и художников, стала своего рода лабораторией чисто формальных поисков. Творившие там художники создали не глобальную, но все-таки революцию: сыграли ключевую роль в становлении и развитии «концептуального авангардного театра».

В экспозиции — произведения 24 авторов, но само это явление охватывает более 200 имен. Многие из представленных вещей зрители увидят впервые за полвека. Среди них работы таких блестящих художников, как Нина Анзимирова, Михаил Беспалов, Андрей Буров, Ростислав Распопов, Николай Сосунов, Александр Талдыкин.

Завадскии Ю. А. Театральная композиция. кон.1910-х-1920-е. РГАЛИ.

И если эти имена вам ни о чем не говорят, то поверьте, сделанное ими — не может оставить равнодушным. Изобретательные ли это эскизы костюмов Нины Анзимировой для «Синей блузы»; яркие, выполненные в неожиданных ракурсах коллажи Николая Сосунова; эскизы декораций архитектора Андрея Бурова, демонстрирующие не только чисто архитектурный подход к оформлению, но и нестандартные сценографические приемы...

Эйзенштейн С.М. "Английская куплетистка. Эскиз костюма к буффонаде "Хорошее отношение к лошадям". 1921. РГАЛИ.

Удовольствие — от ранних малоизвестных эскизов Евгения Зотова, Софьи Шевалдышевой, Всеволода Сахновского. Они умели сочинить костюм, в несколько секунд преображающий актера на глазах у зрителей, или, например, выдумать, как из трех актеров «сложить» автомобиль.

Сюрприз даже для специалистов — ранние театральные работы известных режиссеров: Сергея Эйзенштейна, Юрия Завадского и Николая Фореггера, много экспериментировавших в 1920-е годы и нередко выступавших в роли художников. Эскизы Завадского совершенно не известны широкому зрителю. А персонажи рисунков Фореггера, как и у многих рисующих балетмейстеров, обладают особенной пластикой, позволяющей зрителям оценить не только костюмы героев, но и их манеру двигаться.

Распопов Р. В. "Джон Боди, клоун-эксцентрик. Эскиз костюма к постановке "Гении случая или роковая наездница". 1924. ГЦТМ.

Откуда все эти вещи? Из уважаемых коллекций: музей Бахрушина, музей музыки, РГАЛИ, музей МХАТа, Малый театр, театр Станиславского и Немировича-Данченко, театр сатиры, библиотека Союза театральных деятелей, семьи (наследники) художников и частные московские коллекционеры.

Особое внимание заслуживает «Хроника московской малой сцены 1917–1932», созданное на основе архивных документов. Впервые составлен список театров московской малой сцены, систематизирован большой массив сведений о богатой и разнообразной творческой деятельности художников. Хроника попала в фундаментальный научный каталог выставки. Книга, как и экспозиция, исчерпывающе демонстрирует, как интенсивные творческие поиски и эксперименты привели к обновлению художественного языка театра.

Фореггер Н.М. Эскиз мужского костюма к татарскому танцу. 1922. ГЦТМ.