Павел Чухрай приступил к работе над фильмом о Тегеранской конференции

Его героями станут Сталин, Гитлер, Черчилль и Рузвельт

12.07.2018 в 19:47, просмотров: 2567

Кинорежиссер Павел Чухрай, известный по картинам «Вор», «Водитель для Веры», «Холодное танго» (по мотивам повести Эфраима Севелы «Продай твою мать»), еще продолжающее свой фестивальный круг, приступил к работе над новым проектом — о Тегеране 1943-го.

Павел Чухрай приступил к работе над фильмом о Тегеранской конференции
фото: ru.wikipedia.org

Именно в иранской столице 28 ноября — 1 декабря 1943 года состоялась судьбоносная для всего мира конференция руководителей трех стран антигитлеровской коалиции — Иосифа Сталина, президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

«Мой новый проект только начинается, — рассказывает Павел Чухрай. — Мы приступаем к написанию сценария. Я хочу сделать фильм о Тегеранской конференции. Возможно, кого-то это удивит, поскольку уже есть картина «Тегеран-43» любимых мною режиссеров Владимира Алова и Владимира Наумова. Но сегодня, в кошмарные дни противостояния государств, балансирующих на грани войны, важно вспомнить о том, как руководители трех держав, несмотря на полное непонимание и противоречия, нашли возможность договориться и ускорить финал немецкого фашизма, остановить страшную машину нацизма и определить многое в будущем понимании мира. Мне хочется, чтобы наша картина всем напомнила, как можно найти компромисс ради того, чтобы человечество осталось жить. Это будет остросюжетный фильм, в том числе и о том, как работали разведки нескольких стран. На экране появятся Черчилль, Рузвельт, Сталин. Они — интересные личности, и в Тегеране между ними произошло очень любопытное общение. Одним из героев фильма станет и Адольф Гитлер. Деньги на картину найти очень сложно, но я надеюсь приступить к работе в конце 2018 — начале 2019 года».

Фото предоставлено Гатчинским фестивалем "Литература и кино".

В 2002 году Павел Чухрай участвовал в проекте Стивена Спилберга «Прерванное молчание», посвященном Второй мировой войне и теме холокоста, где были задействованы такие выдающиеся кинематографисты, как Анджей Вайда, Янош Сас, Марцель Лозинский, и снял новеллу «Дети из бездны». Его последняя по времени картина «Холодное танго» тоже связана с темой войны и снималась при участии литовских кинематографистов. Как вспоминает Чухрай, атмосфера была совсем не похожа на ту, которую нам изображают по телевидению, а очень доброжелательная: «Культура объединяет людей, а мракобесие разъединяет. Хочется, чтобы в нашей стране побеждала культура, а не мракобесие. «Холодное танго» — картина о том, как политика и предрассудки разъединяют людей, как политическая система манипулирует людьми и как трудно в подобных обстоятельствах оставаться человеком. Тема разногласий между разными национальностями сегодня очень важная. У нас снимались не только российские, но и литовские актеры. Мы и теперь поддерживаем с ними связь. Хотелось бы, чтобы наша картина не разделяла нации литовцев и русских, а объединяла. Мы показали «Холодное танго» во всех прибалтийских странах. Некоторые политики сочли, что это пасквиль на литовскую историю, но большинство людей и политиков так не считают».

Отец Павла Чухрая — фронтовик и режиссер знаменитой «Баллады о солдате» Григорий Чухрай — многие годы добивался права постановки игровой картины о Сталинграде, который защищал в годы Великой Отечественной войны. Такой возможности ему не предоставили. В 1969 году он снял документальный фильм «Память». Соавтором сценария стал его друг Наум Коржавин, недавно ушедший из жизни. И хотя «Память» одобрил Брежнев, это не открыло картине путь к зрителю, потому что она не отвечала генеральному направлению в идеологии и была пронизана личной интонацией и болью. Попробуйте сегодня найти «Память». В Интернете ее нет. Разве что в архивах Госфильмофонда РФ хранится ее копия, но не каждому она доступна.

Григорий Чухрай снимал «Память» спустя всего лишь около 25 лет со дня окончания войны. Он и его группа выходили на улицы европейских городов и расспрашивали прохожих, часто — поживших, немолодых людей, о Сталинграде. Вразумительных ответов получить не удалось. Так, парижане понятия не имели о том, почему площадь Сталинграда в Париже носит такое название. Исключением стала лишь Германия, где старшему Чухраю довелось поговорить с родителями погибших немецких солдат, с теми, кто воевал, и с их детьми. Случайная прохожая могла оказаться дочерью воевавшего на стороне Гитлера солдата, гибель которого стала для нее трагедией. Такое ощущение, что и младший Чухрай живет с болью своего отца, что только добавит его фильму о знаменитой Тегеранской конференции энергии и нерва.