Маяковского сделали трэвел-блогером: зачекинился в Тифлисе, сделал селфи с Брик

В Доме Остроухова по-новому посмотрели на путешествия и любовные приключения поэта

Каждое новое впечатление, место, встреча меняют нас. Сегодня такие моменты мы сохраняем в соцсетях. Сто лет назад люди делали то же самое на бумаге. Владимир Маяковский за 36 лет жизни исписал 74 блокнота. А что если превратить рукописи в посты? Живи Маяковский в наши дни, он наверняка стал бы популярным блогером. Такой эксперимент осуществили в Доме Остроухова в рамках юбилейной выставки «Владимир Маяковский. Там и у нас».

В Доме Остроухова по-новому посмотрели на путешествия и любовные приключения поэта

Маяковскому 125 лет, и он сегодня как никогда в тренде. Его имя стало синонимом понятия «новаторство». Говоря «Маяковский», имеют в виду его идеи о синкретичности культуры: не стоит делить искусство на виды, а тем паче отрывать от обыденной жизни. А какой была бытовая жизнь самого Маяковского? Каковы впечатления, места и встречи, менявшие его? Выставка в Доме Остроухова — вроде сетевого путеводителя по таким событиям, только без выхода в Интернет. Смайлик.

Так вот, если бы поэт был блогером, то у него был бы ник — @mayak. Геотаргетинг (география передвижений) у пользователя широкий. Путешествия по СССР открывают блог поэта, журналиста, художника, драматурга и киносценариста. Перед нами карта, составленная еще для выставки «20 лет работы Маяковского» в 1930 году Варварой Степановой — художницей, женой Александра Родченко. Поэт успел зачекиниться в десятках городов: Ленинград, Минск, Киев, Баку, Тифлис, Саратов, Вятка… В основном это были рабочие поездки. Маяковский — и основанное им творческое объединение ЛЕФ (левый фронт искусств) — выступает за создание единого мирового культурного пространства, где Советский Союз должен стать центром. Он не просто верит, что искусство должно идти в жизнь, он сам выходит в массы: ездит по заводам, много выступает. Первый зал посвящен как раз идеям Маяковского — его видению будущего, в том числе и искусства, о котором он рассказывал на таких встречах.

Маршруты Маяковского по СССР

Его стихи становятся визуальными образами. Не случайно он пишет «лесенкой» — и дело тут не в том, что в журналах платят построчно. Поэзия превращается в футуристические картины. «В Москве не будет ни переулка, ни улицы — одни аэродромы да дома», — пишет он в поэме «Мистерия-Буфф» и рисует эскиз: самолеты, летающие дома, люди-механизмы (фигурины — как у Эль Лисицкого). Напротив проекции будущего — портреты-шаржи художницы Марии Синяковой-Уречиной, которая вошла в историю как одна из пяти муз русского авангарда. Перед нами участники группы ЛЕФ: Осип Брик, Борис Пастернак, Виктор Шкловский, Михаил Левидов, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Николай Чужак, Петр Незнамов, Сергей Третьяков, Антон Лавинский, Николай Асеев и Алексей Лень. Те, кто создавал новую культуру в новом государстве. Рядом в витрине — все семь выпусков журнала «ЛЕФ», на страницах которого публиковались статьи о том, какой должна быть новая литература, кинематограф, искусство. В центре зала — сделанный специально для выставки стеклянный стол и скамьи с красными и желтыми треугольными вставками. Простая чистая форма — как любил Маяковский. За столом можно устроиться в 3D-очках и рассмотреть работу современного художника Сергея Колейчука: объемную башню Татлина. Здесь проходят мастер-классы, где дети строят свои города будущего, и чаепития в стиле Маяковского, где обсуждается его творчество. Кстати, модное место, чтобы зачекиниться. Смайлик.

Вторая карта Варвары Синяковой-Уречиной — с локациями зарубежных путешествий @mayak. Он выезжает девять раз — каждый раз по личному разрешению Луначарского и с приключениями. Первый выезд в 1922 году в Ригу — и тут же заведена карточка в полицейском участке и приставлена слежка. На аватарке — фото из полицейского участка. Самые насыщенные чекинами города — Париж и Берлин (1922–1929 гг.). Самый длительный маршрут — в Америку через Гавану и Мексику (1925 г.). Незнание языка не сковывало его общение с иностранцами. Он пытался учить французский, безуспешно. Но везде заводил друзей, что подтверждает коллекция книг с автографами авторов. Или его портреты — например, кисти Диего Риверы. Маяковский свободно общался с Фернаном Леже, несмотря на то, что один не знал французского, другой — русского. Художник в итоге подарил Маяковскому свои рисунки.

Окна с сообщениями сквозной линией проходят через всю выставку

Поэт везде бывает — в музеях и театрах, ресторанах и модных магазинах. Экстравагантный русский приковывает внимание бомонда и прессы — цитаты из ленты известных людей, газет и журналов дополняют его личный блог. Под каждым сообщением, как положено, хэштег. А в витринах-«окнах», напоминающих виртуальные, — нет, не фото, а «живые» предметы: неровные записки, сделанные где-то в пути, модные шляпы, стильные ручки (фетиш для любого писателя), воротнички (стиральные машины были не всегда), дорожный набор посуды (после смерти отца от заражения крови Маяковский до фобии боялся антисанитарии, без конца мыл руки, даже личную ванну возил с собой). Также показаны подарки, которые он покупал в поездках друзьям и родственникам. Александру Родченко, например, привез паяльник, сестрам — акварель и пудреницу, а Лиле Брик — автомобиль! Выбирать его, кстати, помогала дизайнер Татьяна Яковлева, с которой у поэта завязался страстный роман. Он всерьез собирался жениться на роковой красотке. Вернувшись на родину, посвятил ей два стихотворения. Лиля Брик расценила это как предательство. Она открыто ничего не делала, но когда Маяковский собрался за границу жениться на Яковлевой, то ему не дали разрешение на выезд из-за тайного доноса. Говорят, к нему имеет отношение Лиля Юрьевна. Маяковский был влюбчив. Еще до тройственного союза с Бриками он вскружил голову Лилии Лавинской — замужество не помешало ей родить сына от поэта. А в Нью-Йорке у него случился роман с Элли Джонс. Прогулка после вечеринки у местного адвоката привела к рождению дочери, которую отец видел лишь однажды. Словом, соцстраничка @mayak не только о путешествиях, но и о любовных приключениях.

Вот только финал у нее трагический. Следя за новостями в блоге Маяковского, мы наблюдаем, как вдохновение новой Россией сменяется горечью и разочарованием. Мы оказываемся в темной комнате, стены которой будто бы пошатнулись. На самом видном месте календарь, открытый на 9 апреля. Это дата последнего публичного выступления Маяковского перед студентами. Его грубо критиковали. Сохранились воспоминания о том, что Маяковский во время перепалки со зрителями сел на ступеньки сцены и закрыл лицо руками. Он оказался не понят молодыми, на которых возлагал надежды, для кого придумывал новое искусство. К тому же нарастали противоречия между Маяковским и властью. А потом еще и Вероника Полонская, новая возлюбленная, его отвергла. Считается, что это стало решающим обстоятельством — 14 апреля Маяковский покончил с собой. К тому моменту он уже два дня носил в кармане предсмертную записку… Экран погас. Занавес.

Личные вещи Маяковского

Или нет? Пожалуй, что нет! Жизнь у Маяковского была короткой, но насыщенной и интересной, наполненной идеями, которые в наше время интернет-технологий воплощаются в реальность. Сегодня «человек сетевой» может вести диалог с Владимиром Маяковским. Судя по популярности среди молодежи проекта «Там и у нас», у блогера @mayak было бы немало подписчиков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27753 от 10 августа 2018

Заголовок в газете: Маяковский online

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру