Американская киноакадемия подготовила неожиданные нововведения для "Оскара"

«Властелин колец» сможет претендовать на большее

В феврале 2019 года в Лос-Анджелесе пройдет 92-я церемония вручения премии «Оскар». Ее руководство вовсю работает над модернизацией многочасового зрелища, которое уже редко кто выдерживает. К тому же фильмы, получающие главные награды, зачастую абсолютно неизвестны массовому зрителю, предпочитающему совсем другой продукт. Но на поводу у него тоже идти нельзя. Недовольство нововведениями набирает обороты, киноакадемики и критики вовсю издеваются над теми, кто их придумал.

«Властелин колец» сможет претендовать на большее

Итак, совет премии намерен сократить трансляцию до трех часов. Жертвой станут наименее популярные категории. Но кто возьмется определить их список? Такая мера наверняка вызовет скандал. Объявлено о введении новой номинации «Лучший популярный фильм», что предполагает, что все другие — не популярны. Так что теперь получат по заслугам блокбастеры, боевики и прочие фэнтези. Злые языки предлагают ввести и другие категории, вроде «Лучшей киновселенной» и проводить подсчет голосов в торговых центрах, опасаются возвращения давних времен, когда все ключевые позиции занимали «Титаник» и «Форрест Гамп». Они считают, что все это снизит уровень борьбы, а саму церемонию уподобит чему-то вроде зрелищ MTV. Есть опасность, что успехи в прокате затмят такую категорию, как качество фильма, что, собственно, происходит у нас. Вся политика в области кино заточена на кассовый успех, и в числе лучших чиновники Минкульта во главе с министром рассматривают продукт, имеющий наивысшие кассовые показатели.

Мы поговорили с культурологом Кириллом Разлоговым.

— Кинопроцесс распался на два потока. Один — артхаусный, второй — зрительский. В американской киноакадемии исходят из того, что первый представлен на «Оскаре» убедительно, а другой — не вполне. И они тут не первые. Уже на нескольких фестивалях сделана подобная градация — популярные жанры и фильмы вынесены в отдельную категорию. Надо же оценивать качество чемпионов проката.

— Но разве, говоря о голливудском кино, мы априори не предполагаем его кассовый потенциал?

— Это мы так считаем, а американские киноакадемики — нет, потому что они всегда отдают предпочтение картинам не столько кассовым, сколько поисковым. А кассовые фильмы получают второстепенные «Оскары» за лучшие спецэффекты, технические достижения, лучшую песню. Главные награды проходили мимо, за редким исключением. «Властелин колец» с третьего захода получил главного «Оскара». Самые звучные в этом плане картины оставались и остаются на задворках, что считалось долгое время закономерным, поскольку таким образом восстанавливалась справедливость в отношении артхаусного кино. Теперь это представление сменило фазу и направление.

— Как бы вы определили понятие «популярный фильм»?

— Все очень просто. Это картина, собравшая энное количество миллионов долларов. Наверняка руководство киноакадемии будет составлять номинацию из десяти картин, ставших чемпионами проката, а потом уже академики проголосуют за их художественные качества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27754 от 11 августа 2018

Заголовок в газете: «Оскар» накрыла касса