Богиня соула и феминисток Арета Франклин ушла на музыкальный Олимп

Певица показала своим последователям, на что способен оптимизм и вера в себя

Первая леди в «Зале славы рок-н-ролла», завоевавшая восемнадцать премий Грэмми и титул королевы соула, признавала только один принцип, по которому стоит судить окружающих: «Людей можно поделить на оставивших все хорошее в прошлом и тех, для кого самое лучшее — впереди». Хотя Арета была темнокожей девочкой, родившейся в разгар второй мировой (25 марта 1942), да и уже во взрослом возрасте ей пришлось столкнуться со многими трудностями, ничто не смогло сломить волю певицы, лишить ее внутренней радости и помешать стать легендой при жизни.

Певица показала своим последователям, на что способен оптимизм и вера в себя
Кадр из видео.

Свою роль сыграл не только талант, но также генетика и воспитание: мать Франклин была пианисткой и певицей (к несчастью, она умерла довольно рано), отец — священником, который не ограничивался проповедями в родном Детройте, а ездил по городам, взяв дочь с собой. С детства Арета пела с сестрами в церковном хоре. Сольный «дебют» состоялся в 14 лет в 1956, и прхожан тогда шокировала сила и чистота ее голоса. Вообще, тот год стал поворотным: в столь раннем возрасте певица уже стала матерью и тогда были сделаны первые ее записи.

В 17 лет девушка отправилась покорять Нью-Йорк, оставив своих детей на воспитание родителям. Отказав детройтскому лейблу Motown, она подписала контракт с Columbia Records, однако это решение оказалось ошибочным — ранние альбомы, записанные там, были довольно слабыми, и период работы с компанией (до 1966) считается отчасти временем упущенных возможностей. Хотя, конечно, талант прорывался и сквозь «асфальт»: «Rock-a-bye Your Baby with a Dixie Melody» вошла в чарты, а музыкальная пресса обратила внимание на новую артистку — двигатель был запущен. Проблема заключалась в том, что менеджеры Columbia пытались вогнать исполнительницу в жесткие рамки традиционного поп-формата, а делать этого с таким редким драгоценным камнем было нельзя. Франклин смогла вздохнуть полной грудью, когда стала сотрудничать с Atlantic Records.

Ушла из жизни Королева Соула: сценические образы великой Ареты Франклин

Ушла из жизни Королева Соула: сценические образы великой Ареты Франклин

Смотрите фотогалерею по теме

С этого момента уже началось триумфальное восхождение. У Ареты появились сильные и харизматичные музыканты, среди которых был и Эрик Клэптон, Родилась композиция «I Never Loved a Man», названная впоследствии «жемчужиной классического соула». Кстати, он же стал для артистки и спасательным кругом после того, как во время работы над первым альбомом завязалась драка между ее мужем и менеджером Тедом Уайтом и одним из инструменталистов, в результате чего всех со скандалом выгнали со студии.

Каждый следующий альбом занимал первые места чартов. Кроме того, кавер на песню «Respect» Отиса Реддинга в исполнении Ареты стал самой продаваемой записью своего времени и неофициальным гимном феминисток. «Я — катализатор движения феминисток? - улыбалась дива на вопросы журналистов, - ну раз так, неплохо!» Певица получила награду из рук Мартина Лютера Кинга, две первых статуэтки Грэмми и стала лицом журнала Time. Казалось, она твердо стоит на пьедестале успеха, однако в 1970-е интерес публики к ее фигуре стал заметно уменьшаться из-за некоторых проблем с репертуаром, несмотря на то, что артистка продолжала активно выступать и записываться. Ее последним крупным музыкальным успехом считается кавер на песню Стиви Уандера «Until You Come Back to Me». Впрочем, на этом славная история все равно не закончилась. Певица блестяще сыграла в фильме «Братья Блюз», который стали называть классикой сразу после выхода.

В 1980 отец Франклин убивают грабители, и только упорная работа помогает артистке пережить потерю. В «Зале славы рок-н-ролла» она оказалась в 1987, впоследствии — с удовольствием записывала дуэты с более молодым поколением исполнителей (Джорджем Майклом, Кристиной Агилерой, Мерайей Кэри), выступила перед Елизаветой Второй в Лондоне, на инаугурации Барака Абама. Примерно с 2010 года певица боролась с раком. Несмотря на то, что ей пришлось многое пережить, а творческий путь был похож на американские горки с постоянными резкими подъемами и спусками, она до последнего оставалась ироничной, улыбчивой и уверенной в себе, говоря: «Люди, покупающие альбомы, знают, на что тратят деньги, а раз они купили мои — я этого заслуживаю».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру