Василий Ливанов заканчивает десятилетнюю работу над «Медным всадником»

На роль Екатерины Великой он пригласил телеведущую Ольгу Белову

Актер Василий Ливанов, признанный лучшим Шерлоком Холмсом даже на родине своего знаменитого героя, вновь взялся за режиссуру. Пока российские парни жарят шашлык, взобравшись на спину «Медного всадника» в центре Петербурга, 83-летний классик заканчивает картину об истории создания этого шедевра и символа Северной столицы. Еще в 2006 году Ливанов поделился своим замыслом с премьером страны Дмитрием Медведевым. С тех пор много воды утекло.

На роль Екатерины Великой он пригласил телеведущую Ольгу Белову
Фото: Предоставлено съемочной группой

Рабочее название его исторической драмы — «Медный всадник». К одноименному произведению Александра Пушкина отношения она не имеет. Это история создания Екатериной II памятника Петру I и приглашения французского скульптора Эттьена Мориса Фальконе в Россию.

Василий Ливанов и прежде снимал кино, хотя и с большими перерывами. В его фильмографии шесть фильмов, таких как «Синяя птица» по Метерлинку, «По следам бременских музыкантов». Последним по времени оказался «Дон Кихот возвращается», снятый им в 1997 году. Средства на «Медного всадника» знаменитый артист начал искать лет десять назад. Нашлись солидные инвесторы, очень скоро они отказались от своих обязательств. Видимо, от отчаяния Василий Ливанов написал открытое письмо теперь уже экс-президенту Франции Николя Саркози и опубликовал его в одной из российских газет. Фальконе же — француз, так на кого еще надеяться, раз на родине ничего не получается. Дошло ли послание до адресата — бог весть. Красивой истории про президентскую щедрость не получилось.

Сценарий написан самим Ливановым. Оператором стал Николай Немоляев. Музыку написал Геннадий Гладков, с которым Ливанов уже работал.

Фото: Предоставлено съемочной группой

Приезд знаменитого французского скульптора в Россию воспринимается при дворе нервно. Дворяне возмущены самой идеей приглашения иностранца. Разве в России нет своих талантов? Президент академии художеств Иван Бецкой, роль которого играет Евгений Стеблов в напудренном парике, первым высказывает сомнения: иностранец вряд ли способен понять устремления русской души. Взамен предлагает Федора Шубина. Но итоги голосования приближенных окажутся в пользу Фальконе: 11:3. Да и Екатерина II непреклонна. Место для монумента определила она сама — рядом с Адмиралтейством и Невой. Главная неожиданность — выбор исполнительницы на роль российской императрицы. Ею стала телеведущая Ольга Белова. Сразу ее не узнать. Разве что голос смущает: очень уж знакомый. Внимательнее всматриваешься в величественную даму в белоснежном парике, но окончательно веришь глазам своим, отыскав имя исполнительницы пока еще не в титрах, а в сопроводительной информации к фильму.

Роль 50-летнего Фальконе играет Евгений Редько — артист феноменальной внешности. Идея пригласить французского актера Ливанову не приходила вовсе. Он, в отличие от Екатерины, сделал ставку на отечественные таланты. Мы видим на экране муки творчества. В голове скульптора только-только рождаются образы. Его приводят к гигантскому Гром-камню в лесу, в который когда-то ударила молния. Говорят, что сам Петр Великий на него взбирался. А Фальконе фигура русского самодержца мерещится наяву: стоит на камне, как призрак. Французский гений делает наброски с натуры — живого коня приводят к нему, чуть ли не во дворец, где он творит.

«Я ехал в Россию на два года, — рассказывает с экрана Фальконе русскому мужику, — и выучил язык за время пребывания». В рабочем материале — два варианта: Редько, говорящий на родном русском и пытающийся имитировать речь иностранца с акцентом.

Рядом с Фальконе — его верная ученица, которую он 15-летней девочкой-сиротой взял в обучение. Теперь ей позирует сама государыня, проявляющая между делом любопытство, объясняя, что именно оно равняет женщин — кухарку и императрицу. Игровые сцены сменяются видовыми — прогулками камеры по современному Петербургу. Путешествие по великому городу совершает мужчина в облике Евгения Редько, который рассказывает дочери о выдающихся памятниках других эпох и их героях. Удастся ли Василию Ливанову привнести в постановочные и театральные сцены динамику, вдохнуть в них жизнь и пропеть нечто вроде гимна великому городу? Трудно сказать. В любом случае удивляет многолетнее упорство режиссера взять недостижимый Рубикон.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27760 от 18 августа 2018

Заголовок в газете: Василий Ливанов снял «Медного всадника»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру