На фестивале университетских театров Ромео и Джульетту достали из «кармана»

Чем удивил столицу фестиваль университетских театров

21.08.2018 в 18:11, просмотров: 5496

Свой первый спектакль показал столичной публике международный фестиваль университетских театров. Он достал его из «Кармана» — так называется театр университета из Кемерова.

На фестивале университетских театров Ромео и  Джульетту достали из «кармана»
Фото: Пресс-служба театра

Фестиваль проходит на трех площадках — в театре «МОСТ», в деловом и культурном центре посольства Республики Беларусь и на площадке театра «Вишневый сад». Вот именно здесь, на Сухаревской площади, и открыли фестиваль, проходящий в рамках Конгресса университетских театров. Круглый зал «Вишневого сада» забит молодежью: студенты пришли поболеть за студентов.

После зажигательного музыкального открытия дают первый спектакль — «Триптих» из Кемерова. Когда смотришь студенческие спектакли, всегда делаешь поправку на самодеятельность в хорошем смысле слова. Однако с первой сцены понимаешь, что скидки и бонусы здесь не проходят и судить работу надо так же, как и профессиональную.

Фото: Пресс-служба театра

«Триптих» — это пластическая притча, интересно придуманная и решенная режиссером Юлией Лунёвой. Первая часть как реплика к «Алым парусам» Грина, хотя на сцене доминирует белый цвет: полотна в руках девушек, ждущих суженых на берегу видеоморя, паруса на кораблях разных размеров, которые из кулис выносят на руках и тянут за веревочку юноши. Каждую часть «Триптиха» начинают строки, что бегут по экрану, — обрывочные, рукописные и печатные, и только на скорости можно выхватить смысл. Например, «нет повести печальнее на свете…» — и вот уже друг против друга, как в шахматной партии (доска — на видео), выстроились Монтекки и Капулетти. Партия разыгрывается страстно — пешки бьют ферзя, ферзь заваливает королеву. Победителей нет, и две жертвы амбиций семейных кланов.

Ну а третью часть можно трактовать с научной точки зрения: речь в ней идет о деторождении, скорее, зарождении будущей жизни на стадии взаимодействия яйцеклеток и сперматозоидов. Молодая пара на фоне стены русской избы, бесконтактная связь, и тут же результат — детский плач. По сцене кружат и бегают на ходулях существа в белом. Но поскольку от них исходит свет, понятно, что дело затеяно хорошее. Ребята работают с колоссальной отдачей, а если учесть, что все они без исключения учатся на технических факультетах, то дисциплинами «пластика» и «эквилибр» они овладели на «хор.» и «отл.».

Единственная, пожалуй, претензия к спектаклю — это работа с музыкальным материалом: для тонкого и во многом изящного художественного решения музыкальное оформление выглядит несколько грубоватым, с не логичными рублеными переходами.

После показа разговариваю с директором конкурсной программы, известным режиссером театра «МОСТ» Георгием Долмазяном.

— Наш фестиваль стимулирует рост и развитие студенческих, в данном случае университетских театров. Благодаря фестивалю и конгрессу они могут показать свою работу миру. Ведь конгресс проходит в разных странах, а значит, у ребят появляется каждый раз новая публика. Вчера я смотрел прогон театра с Филиппин: такой уровень мог бы украсить программу любого профессионального фестиваля, например Чеховского. К тому же очень важно, что фестиваль помогает развитию и региональных университетских театров в России.

— Георгий, но в Москве существуют фестивали театральных школ и дипломных спектаклей. Чем отличается ваш, скажем, от «Твоего шанса» или фестиваля Щукинской школы?

— В принципе, направление у нас одинаковое, но мне кажется, что, когда играют студенты ГИТИСа, «Щуки» или других вузов, для них это как переход в профессиональную жизнь. Я бы сказал, что они сдают экзамен на профпригодность, к тому же многие знают, в какие театры пойдут работать. А в университетских театрах внутренний порыв, мотивация и градус существования совсем другой. Здесь всегда играют как в последний раз, всегда вопрос жизни и смерти на сцене — и это не пафос.

— За четыре дня, что будет идти фестиваль, свои работы покажут иностранные университеты. Можно ли говорить о разнице существования университетских театров в России и за рубежом?

— И там, и там — одержимые, но прямо сумасшедшие люди, в смысле театра сумасшедшие. А вот существование их… Могу сказать, что зарубежные университеты значительно лучше поддерживают свои театры. Нужны средства, например, чтобы труппы долетели до Москвы, много других расходов. Такая поддержка только стимулирует развитие студенческих театров. Наши университеты не так поддерживают своих.

— Последний вопрос: какие призы ждут победителей?

— Гран-при за лучший спектакль и, наверное, семь номинаций за актерские и прочие работы. Но тут точно не скажу — могут быть сюрпризы.