Музей художника затерялся в переулках Замоскворечья, вдали от туристических троп. Жилых домов здесь раз-два и обчелся, рядом два посольства (Израиля и Узбекистана), офисы. Да и не все москвичи знают о существовании этого музея, с 1969 года занимающего городскую усадьбу Масленниковых-Петуховых в Щетининском переулке. А напрасно, ведь этот музей прежде всего уникален своей портретной коллекцией, и в нем сошлись удивительные судьбы удивительных людей.
Все началось 1969 году, когда коллекционер Феликс Вишневский передал государству дом и свою коллекцию из двухсот картин Тропинина, Аргунова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Щедрина, неизвестных художников, а также предметы мебели, фарфор и многое другое. Спустя два года музей открылся для посетителей. Как собиралась коллекция и на какие деньги — тайна каждого собирателя велика есть, но надо понимать, что советские коллекционеры — это не сегодняшние богатые люди, попавшие на арт-ярмарку тщеславия, которой надо соответствовать. Другим был и Феликс Вишневский, образованный человек, числившийся скромным экспедитором, но знавший толк в искусстве и ценивший его.
Вот только один факт из его биографии: как-то, в конце 1940 х, по своим экспедиторским делам он оказался на каком-то складе мебели — надо было отобрать столы и стулья для учреждения, где служил. Во дворе, в снегу и грязи, он увидел части старинного резного шкафа. Выяснил, что рухлядь давно списана и подлежит уничтожению. «Если сможете собрать и склеить, возьмите его лично себе...», — сказал завскладом. Вишневский взял и отвез к себе на дачу в Лосиноостровской, а потом в каталоге старинной мебели увидел дверцы этого шкафа: оказалось, что шкаф-то не хухры-мухры, а XVI века, мало того — принадлежит к числу самых выдающихся произведений мебельного искусства.
И таким тоже образом пополнялась коллекция, которая легла в основу будущего Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Почти за 50 лет своего существования собрание музея увеличилось почти в 10 раз и насчитывает 2816 экспонатов, в том числе 499 произведений живописи. Более того, музей обладает одним из самых значительных собраний работ самого Василия Андреевича, изумительного мастера романтического и реалистического портрета, бывшего крепостного из Новгородской области, получившего в 1823 году за свой талант вольную лишь в 43 года.
Кажется, сегодня у музея начинается новая страница в биографии. Это связано с приходом нового директора Ольги Журавлевой.
— Новый выставочный сезон мы открываем проектом «Собирательный образ», — рассказывает Ольга Журавлева. — Он демонстрирует коллекцию основателя музея такой, какой она была еще при его жизни. Собрание носило накопительный характер: женские и мужские портреты, образы детей, жанровые сцены.
Атмосфера здесь камерная, уютная. По замыслу куратора Юрия Аввакумова, новая экспозиция теперь складывается не по хронологии, а по видам и жанрам искусства. Шкафы, витрины, заполненные экспонатами, собраны вместе, картины развешены по стенам и не оставляют на них свободного места. У каждого зала — свой цвет из палитры московских усадебных интерьеров позапрошлого века. Голубой — в зале с детским портретом, малиновый — с мужским и приглушенный зеленый — с женским. В центре этого зала и красуется знаменитая тропининская «Кружевница»
Это самое известное и популярное произведение неоднократно повторялось самим художником. Композиция 1823 года (находится в Третьяковской галерее) — одна из трех картин, за которые Тропинин в свое время получил звание «назначенного» в академики. Известны многочисленные ее варианты-повторения. Вот в Тропининском находится вариант–повторение 1830 х годов, который первоначально принадлежал астраханским купцам Сапожниковым, преуспевшим в торговле осетриной и черной икрой. Кстати, их семейство портретировал Тропинин.
Что и говорить, великолепным московским мастером был Василий Андреевич, высоко ценимый не только заказчиками, но и коллегами. Во всяком случае, когда московские купцы с просьбой изобразить их обращались к другому портретисту — Карлу Брюллову, жившему в Петербурге, тот отвечал примерно так: мол, у вас в Москве есть свой прекрасный художник — Тропинин, так что к нему, к нему, купцы.
Что примечательно: этикеток нет ни под одной работой, и это сделано сознательно. Но в каждом зале можно найти заламинированный лист с фото и указанием авторства работ. Планы у музея огромные — выставки, дискуссии, лекторий, начнет работу детская студия с уникальной авторской методикой (художники Александр Белугин).
— Главной же интригой этой осени станет пополнение нашей коллекции редкой жемчужиной — одной из первых картин кисти Тропинина. Это станет событием акции «Ночь искусств», — подтвердила Ольга Журавлева.