Звезды «Геликона» и оперы на Рейне красиво спелись

На концерте выяснилось, что Генрих Гейне и Карл Маркс — двоюродные братья

07.09.2018 в 18:55, просмотров: 2094

Удивительный концерт состоялся в «Геликон-Опере» — солисты Deutsche Oper am Rhein и геликоновцы спели роскошную программу, состоящую из оперных дуэтов. Концерт стал рифмой к аналогичному представлению, которое в прошлом году прошло в Дюссельдорфе: Москва и Дюссельдорф — города-побратимы, ну а «Геликон» и Deutsche Oper am Rhein — давние партнеры и друзья. Творческая акция имела не только культурный, но и политический аспект. На концерте присутствовали обер-бургомистр Дюссельдорфа Томас Гайзель и заместитель мэра Москвы Леонид Печатников. Вице-мэр поразил публику, сообщив в своем приветственном слове, что великий немецкий поэт Генрих Гейне и автор концепции прибавочной стоимости Карл Маркс — двоюродные братья.

Звезды «Геликона» и оперы на Рейне красиво спелись
Фото: Антон Дубровский

Торжественность и протокольность, которые были частью концерта «Дуэт двух столиц», оказались весьма органичны для оперного жанра. Особенно в таком его виде — без режиссерских изысков, присущих этому театру, без декораций, без изощренного театрального света, с оркестром, сидящим на сцене, и солистами во фраках и прекрасных концертных платьях. Потому что опера — все-таки жанр имперский. Но сцена имеет свои законы, а потому, когда на нее вышли худрук «Геликона» Дмитрий Бертман и директор Deutsche Oper am Rhein Кристоф Майер, казалось, что и они сейчас запоют что-то типа дуэта Лепорелло и Дон Жуана из оперы Моцарта. Впрочем, обнародование факта родства Гейне и Маркса, совершенное Леонидом Печатниковым, тоже вполне тянуло на концертный номер — во всяком случае, публика это оценила.

Фото: Антон Дубровский

В концерте участвовали прекрасные певцы, на которых публика ходит в «Геликон» целенаправленно. Баритон Максим Перебейнос, один из лучших исполнителей партий Онегина и Фигаро в «Севильском цирюльнике», сопрано Елена Михайленко, выдающаяся Катерина Львовна в «Леди Макбет Мценского уезда», замечательная Лиза в «Пиковой даме», и, конечно, поразившая всех Турандот в одноименной опере Пуччини, Лидия Светозарова, очень интересно исполняющая партию Волховы в «Садко» и создавшая незабываемый по трогательности и искренности образ Лиу в «Турандот». Любимец публики (тенор все-таки!) молодой и харизматичный Игорь Морозов — прекрасный Садко, Георгий Екимов, чей обаятельный юношеский внешний облик пока еще совсем не соответствует его сильному выразительному басу, тенор Виталий Серебряков, которому удаются драматические роли типа Калафа в «Турандот» или Манрико в «Трубадуре».

Вместе с геликоновцами на сцену выходили солисты из Германии. Впрочем, немцев было всего двое — баритон Торбен Юргенс и сопрано Лавинья Дамес. В Немецкой опере интернациональная труппа, вот и в Москву приехали три румынских исполнителя — Рамона Захария, Адель Захария и Богдан Бачиу, испанка меццо-сопрано Елена Санчо-Перег и даже одна русская — меццо-сопрано Мария Катаева. Все они были хороши. Создалось впечатление, что артисты разных театров всю жизнь пели в ансамбле со своими партнерами — так органично соединялись их голоса.

Фото: Антон Дубровский

Оркестр под управлением Валерия Кирьянова звучал очень качественно: строй, баланс, интонация — все необходимые составляющие были на месте. Отлично звучала медная группа. Маэстро Кирьянову удалось самое сложное в подобной программе: рулить музыкальными стилями, которые менялись в каждом номере. Моцарт и Доницетти, Россини и Верди, Пуччини и Гершвин — все это весьма далеко друг от друга. Но оркестр «Геликона» справился с такой тонкой профессиональной задачей.

При высоком общем уровне все же была певица, которая заставила совершенно особым образом забиться сердце: Адель Захария. И даже не столько в сольном выступлении (она была единственной, кто спел сольную арию — Лючии ди Лямермур Доницетти, в которой ей великолепно вторила флейтистка Дарья Галочкина), а в финальном дуэте из «Травиаты», который певица исполнила вместе с Игорем Морозовым. Пожалуй, это стало высшей эмоциональной точкой программы, полностью составленной из шедевров оперной классики.