«Море спального района» нашли в Москве с актером Иваном Горячевым

На международной ярмарке современного искусства представили метафору власти из доломита

Королева в огнеупорном платье с железной клеткой на голове вместо короны. Компания купальщиков в поисках моря. Альтернативная музыка вместо официальных речей. На открытии единственной в России международной ярмарки современного искусства было на что посмотреть.

На международной ярмарке современного искусства представили метафору власти из доломита
Перформеры в поисках моря

Кажется, еще недавно арт-рынок современного искусства трясло и колотило: в 2012-м ведущие галеристы заявили о прекращении своей деятельности (по крайне мере, в прежнем виде), в 2014-м ярмарка «Арт-Москва» объявила о своей закрытии, покупательская активность стремительно падала не только в силу экономического кризиса, но из-за переоценки приоритетов коллекционерами. Тогда Cosmoscow делала первые неуверенные шаги. Но, как известно, после черной полосы неизменно наступает белая, или, как минимум, серая.

«Королева сварки» Александра Ивлева разгуливает в огнеупорном платье

На открытии Cosmoscow было людно как в метро в час пик. Только в отличие от подземки, здесь собравшиеся находились в приподнятом настроении. Даже растянувшаяся на километр очередь на входе не портила его. Атмосфера способствовала. Так, художник Александра Ивлева разгуливала по ярмарке в королевском платье, сделанном из огнеупорных материалов, в сопровождении двух охранников со щитами.

– В какой-то момент власть становится бременем, должность сливается с телом, которое монарх старается всеми силами защитить. И броня превращается в клетку, - рассказывает нам «королева сварки», указывая на свою голову, заточенную в клетку. – Своим перформансом я провозглашаю монархию пролетариата!

В то же время на входе появились молодые люди, одетые как на пляж, с надувным кругами и мячиками. «МК» присоединился к перформерам и прошелся по ярмарке, спрашивая всех: «Не подскажите, как пройти к морю?». В итоге веселая компания во главе с актером Иваном Горячевым нашла его: «Море спального района» обнаружилось недалеко от сцены, где гремела альтернативная музыка вместо речей. Этот проект художника Марины Звягинцевой был выбран жюри из десятков других и демонстрируется в разделе Projects от Галереи 21 на некоммерческой основе. Работа – интерактивная: десяток кроватей, где вместо матрасов мягкие трубы, на которых можно полежать как на морских волнах.

Еще одним интересным некоммерческим проектом на ярмарке стала работа «Кольцевая» Таус Махачевой, которая была названа Cosmoscow «художником года». Инсталляция представляет собой высеченную из доломита модель некого «шоссе», закольцованного само на себе. Для автора проект – метафора власти. Работа не продается, а предполагается в обмен на строительство реальной дороги по плану художника. Смета прилагается.

Инсталляция «Черное небо» Алексея Мартиноса

Другая значительная инсталляция на ярмарке создана Алексеем Мартинсом – она состоит из двух частей, первая «Черный лес» встречает гостя на входе, вторая «Черное небо» расположилась в противоположном конце Гостиного Двора. «Лес» – мертвый, руинированный, обступает со всех сторон. «Небо», словно пещерные сталактиты, нависает над небольшими фигурками людей и животных, «обитателями» территории. Эта работа об экологии, впрочем, сам автор, уроженец Сибири, не стремится осуждать или оценивать, а выступает в роли исследователя.

Галерист Ирина Филатова и работа Дмитрия Шорина

В целом ярмарка заметно разрослась. К четырем уже привычным секциям добавилось три новых: Frame, представляющих галереи без конкретного пространства (логичный ответ галеристов на экономическую ситуацию), Design (название говорит само за себя) и Editions (представляющие издательские арт-проекты). Выросло и число галерей-участников. В прошлом году их было 54, в этом – больше 70. По условиям ярмарки, каждая галерея может представить не больше двух художников. В основном галеристы делали ставку на «проверенные» имена. Галерея «Файн арт», например, представляет работы Дмитрия Шорина и Ольги Солдатовой. Галерея pop/off/art – работы Александра Плюснин и Владимир Потапов. Галерея Гридчинхолл выбрала одного художника – Владимира Грига, который, пройдя школу советской иллюстрации, пришел к сновидческим работам о грибах, расцвеченных стеклярусом. Галерея XL представлена на нескольких стендах в разных разделах, где можно найти произведения Айдан Сахаховой, Ирины Кориной, Виктора Пивоварова, Дмитрия Гутова и других звезд современного искусства.

Впрочем, некоторые галереи сделали ставку на молодых, не слишком известных, по крайне мере, в Москве, авторов: так, нижегородская галерея «Толк» представляет скетчи Якова Хорева и живопись команды «Той», повествующих о реалиях улиц – зацеперах, подростках, нюхающих клей и т.п. Словом, ярмарка получилась разноплановой и собрала вместе разных художников – от молодых и начинающих и до известных, обласканных славой и вниманием коллекционеров.

Выставка катарского Искусства

Московские галереи в большинстве, но заметно и участие зарубежных гостей – галерей из Нью-Йорка, Вильнюса, Варшавы, Кнокке, Брюне. Отдельный большой зал выделен под выставку «What we are made of» из Катара (в рамках Перекрестного Года Катара и России). Примечательно, что в экспозиции немало феминистских работ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру