Адольф Шапиро поставил неизвестную пьесу Пиранделло, где все слегка безумны

Сергея Дрейдена пригласили в Москву из Петербурга

Спустя десять лет после постановки в «Et Cetera» «451˚ по Фаренгейту» Адольф Шапиро вернулся в этот театр с малоизвестной у нас пьесой итальянского драматурга Луиджи Пиранделло «Это так (если вам так кажется)». Она не имеет в России сценической истории. На роль Ламберто Лаудизи приглашен из Петербурга выдающийся артист нашего времени Сергей Дрейден.

Сергея Дрейдена пригласили в Москву из Петербурга
Сцена из спектакля. Анна Дианова, Сергей Дрейден, Наталия Житкова. Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА «Et Cetera»

Первая опасность в такой истории — сам Пиранделло. Не каждый постановщик его осилит. К тому же печально знаменитый лауреат Нобелевской премии 1934 года всегда воспринимался неоднозначно. Его презирали за лояльность к фашистской идеологии и симпатии со стороны итальянского диктатора Муссолини. Но Адольф Шапиро никогда не искал легких путей. Он режиссер европейского склада — да просто европеец в России. Многие годы жизни и работы в Риге советских времен сказываются во всем. Пьесу Пиранделло «Это так (если вам так кажется)» Шапиро ставил в Городском театре Таллина больше десяти лет назад, но она неисчерпаема, ее можно наполнять все новыми и новыми смыслами.

Московский зритель приходит на спектакль и видит нечто невообразимо-прекрасное. Сцена распахнута, радует глаз великолепием цвета. Эффект достигается за счет элегантного минимализма — сочетания ослепительно-белого с множеством оттенков и почти однородного черного. Талантливый сценограф и художник по костюмам Мария Трегубова, с которой Шапиро уже работал в Большом театре, придумала графическое решение, уловив суть Пиранделло. На фоне выбеленной стены мечется «человек от театра» — прелестная и очень живая молодая актриса Елизавета Рыжих. Она настойчиво призывает публику поскорее занять места, лихо смешивает реплики на русском и итальянском.

Условность происходящего усугубляет необычная пластика актеров, придуманная балетмейстером Михаилом Кисляровым. Здесь все слегка не в себе, погружены в игру воображения, а кто-то выглядит и вовсе на грани безумия. Вероятно, есть в этой пьесе что-то автобиографическое. Жизнь Пиранделло подкосило психическое состояние жены, склонной к галлюцинациям, — пришлось поместить ее в психиатрическую клинику. Герои Пиранделло тоже близки к пограничной черте.

Сцена из спектакля. Сергей Дрейден и Евгений Тихомиров

Каждый из нас живет в своем и часто воображаемом мире, воспринимает происходящее сообразно своим представлениям, видит то, что другому и на ум не придет. Мир такой, каким мы хотим его видеть. Адольф Шапиро создает идеальное пространство для иллюзий. Его спектакль — изящная вещица, где ирреальность подменяет обыденную жизнь. Все герои кажутся персонажами какой-то пьесы и исполняют двойные роли. Актер играет актера, словно со стороны подсматривает за собственными поступками. Живя в небольшом городке, люди часто не видят ничего дальше собственного носа. Все хоть чуть-чуть выходящее за пределы привычного они воспринимают как невообразимое.

Сергей Дрейден, специально приглашенный из Петербурга, виртуозно играет Ламберто Лаудизи. Его герой тут — самый почтенный и такой же фантастический, как сам актер, отмеченный гениальностью. Находиться рядом с ним на сцене, скорее всего, непросто, потому что он — бездонный, невольно высвечивает чужое несовершенство.

Синьора Фрола в исполнении Ирины Денисовой — тоже интересная, сюрреалистическая особа. Тайна связывает эту даму, напоминающую фарфоровую статуэтку, с зятем. Да, дочь синьоры Фролы то ли жива, то ли мертва. И это порождает самые невероятные догадки в головах обывателей «кукольного дома». У каждого из них — свой взгляд на события. В общем, истина где-то в вине, которое здесь пьют, но оно не убывает из фужеров и не выливается, если их перевернуть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27816 от 23 октября 2018

Заголовок в газете: Дом кукольных иллюзий

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру