На фестивале Аллы Суриковой вспоминали Караченцова

Александр Масляков ответил за чувство юмора страны

В Туле в эти дни проходит XIX Открытый российский фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!». Его мотором с момента основания является кинорежиссер Алла Сурикова. 6 ноября она отметила там день рождения, собрала друзей, чтобы вместе посмеяться и погрустить. Так случилось, что открылся киносмотр на девятый день ухода из жизни Николая Караченцова, имевшего на фестивале статус премьера. Ольга Кабо на правах любимой и верной актрисы Суриковой в день открытия созвонилась с семьей Караченцова. Несмотря на печальные дни, жена и сын премьера передали привет коллегам Николая Петровича, а также тульским зрителям.

Александр Масляков ответил за чувство юмора страны
Алла Сурикова защитила комедийный жанр.

Приехали все лауреаты (Суриковой никто не отказывает), кроме Михаила Боярского, заболевшего перед самым отъездом. Он прислал видеообращение, продемонстрировав подаренное в Туле ружье. В финале речи Боярский «пошутил» — навел дуло на нас, сидящих в зале. Наградили Валерия Баринова, заработавшего первый гонорар в шестилетнем возрасте. Кулек шоколадных конфет он получил за прочитанный на сельхозвыставке стишок. Обладательницей самой восхитительной улыбки назвали Людмилу Максакову и сразу пресекли разговоры о личном. Максакова спела, обращаясь к Суриковой: «Страстно я люблю тебя». На поток хвалы в свой адрес Алла Ильинична отреагировала в свойственном ей духе: «Я в памятник уже превратилась. Охота еще пожить».

Шеф-повар российской комедии Дмитрий Назаров лишний раз продемонстрировал, что он не только уникальный драматический артист, но один из немногих, кто может не просто байки рассказывать зрителям, но великолепно читать стихи и петь. Такую цыганщину выдал, что грустно стало за то, что многие его воспринимают только главным поваром страны. «За страну и вклад в ее чувство юмора» отметили телеведущего Александра Маслякова. Он смущенно заметил: «Рядом с такими артистами чувствую себя человеком со стороны. Режиссеры приглашали меня изображать... самого себя. Однажды я снимался на Одесской киностудии у Александра Павловского в «Ар-хи-ме-дах!».

У Юрия Чулюкина тоже изображал человека с микрофоном по фамилии Масляков в «Не хочу быть взрослым». Режиссер объяснил, что ему легче меня поставить в кадр, чем декорацию строить. Это я пытаюсь как-то оправдать свое присутствие на фестивале». В числе лауреатов оказался и Владимир Толстой, а поздравлять его приехали дети из Ясной Поляны. «Я стесняюсь всяких наград, но этой буду гордиться. Она дана «за все хорошее», — сказал Толстой. Карен Шахназаров, вручавший ему награду, заметил, что это тот случай, когда природа на правнуке великого человека не отдохнула. Сам Шахназаров представлял фильм «Мы из джаза», которому исполнилось 35 лет: «Это моя вторая картина, и она сыграла большую роль в моей жизни. После первой я хотел уходить из профессии. Зал должен смеяться на комедии, а если он не смеется, это опасно».

Александр Масляков и Карен Шахназаров встретились в Туле.

Если посмотреть на титры фильмов, то главный наш комедиограф — Жора Крыжовников, который незримо присутствовал на фестивале под своим настоящим именем как сценарист сразу нескольких картин. Самое неподкупное в мире жюри возглавил драматург Аркадий Инин, заявивший с серьезным видом: «Никто не пытался нас подкупить. Мы открыты для предложений».

Фестиваль Аллы Суриковой стал едва ли не первым, которого коснулись нововведения, запрещающие показ зарубежных картин без прокатных удостоверений. Так что программу пришлось как следует сократить. Не каждый может себе позволить получение дорогостоящих «прокаток» ради одного фестивального показа.

Мы разговариваем с Аллой Суриковой о сложностях комедии.

— Туго обстоят дела с подведомственным вам жанром?

— Снимать комедии и проводить фестиваль — две совершенно разные работы. Они настолько разные, что даже не пересекаются. В принципе фестиваль должны проводить люди, свободные от подработок в виде создания комедийных фильмов, потому что это тяжелый, ответственный и своеобразный труд. И ему надо посвящать все свое время.

Людмила Максакова. Ничего личного.

— Часто комедии снимают на вид интеллигентные люди, а юмор на экране на уровне унитаза.

—Вседозволенность противопоказана высокой комедии. Вспомните Григория Горина и Эмиля Брагинского. У них были комедии совсем другого уровня. Сегодня существует набор сюжетных штампов, которые требуют даже не зрители, а прокатчики. Моя картина «Любовь и Сакс» не в формате сегодняшнего дня. Там нет ни одной постельной сцены. Была одна легкая, когда муж и жена просто ложились спать, и вбегала девочка. Нет у меня ни одного изнасилования, ни одного убийства, ни одного поджога, ни голой задницы. Я задержалась в том времени, снимаю то, что умею и хочу, за что несу ответственность. Раньше была власть идеологии, а теперь все решают деньги.

Вспоминаю 1991 год, когда закончила картину «Чокнутая». Смотрю, никто не звонит, не рвет фильм на части. Тогда уже поняла, что наше кино стало уходить на задний план. И не важно, кто ты — Алла Сурикова или кто-то другой. Эльдар Рязанов тоже ходил с протянутой рукой. Его «Андерсен» не имел того проката, на какой можно было рассчитывать. Понимаю, что джазовая музыка, звучащая в моей картине, не для ребят 12+, а именно они ходят в кино. Многие из них даже слова «джаз» не знают. У меня звезда с звездою говорит, снимались Максим Аверин, Катя Климова, Аня Ардова, Михаил Ефремов, Оля Кабо, Оля Прокофьева. Но у молодых — другие звезды, даже не сериальные.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27827 от 7 ноября 2018

Заголовок в газете: На кухне российской комедии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру