Ретроспективу Фриды Кало и Диего Риверы покажут в Манеже

Подобной выставки не будет еще полвека, уверены организаторы

Фрида Кало и Диего Ривера — не только самые дорогие художники Латинской Америки и самая известная пара Мексики. Имя каждого из них окутывает множество мифов, а их история любви — настолько же невероятна, насколько правдива. 21 декабря легенда оживет в Москве — в Манеже на выставке «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» покажут более 90 произведений, а также фотографии, документальные фильмы и не публиковавшиеся прежде документы из российских государственных архивов.

Подобной выставки не будет еще полвека, уверены организаторы
"Автопортрет с обезьянками".

Ретроспектива художников в Манеже обречена стать бестселлером. Никогда прежде творчество легендарных авторов в таком объеме не показывалось. И не только в России.

— Это огромное событие в мире искусства. Выставка претендует на то, чтобы ради нее приезжали из других стран, — сказал на пресс-конференции, анонсирующей событие, глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. — Договор о выставке был подписан в прошлом году, а обсуждение шло с 2016 года. Манеж — одна из самых востребованных площадок, поэтому только личное распоряжение Москвы позволило отдать ее на три месяца на этот проект. Изначально планировалось на два, но добавили еще месяц, это позволит избежать очередей и появления спекулянтов.

Сложнейший и дорогостоящий трансфер, гигантская страховая стоимость — не единственная проблема в организации подобного проекта. Дело еще и в том, что по мексиканским законам картины Фриды из «Синего дома», где они жили с Диего и где хранится большая часть ее работ, нельзя вывозить за пределы родины. Работы собирали везде, где только можно, и везли в Россию со строжайшими мерами безопасности. Такой трансфер под силу только очень богатому человеку, коим является Виктор Вексельберг, основатель Музея Фаберже в Петербурге. Там в 2016 году показали выставку Фриды Кало, разумеется, с аншлагом (за два месяца проект посетили четверть миллиона зрителей). Московская выставка, которую организует Музей Фаберже и культурно-исторический фонд "Связь времен", будет отличаться от петербургской. Теперь акцент не только на великой Фриде, но и на ее не менее знаменитом супруге. Очевидно, ее посетит еще больше людей, чем петербургский проект, ведь пропускная способность Манежа выше (Музей Фаберже принимал по 1400 человек в день).

КСТАТИ

Как раз в 2016-м были проданы две работы художников — на каждую установлен новый ценовой рекорд. Сначала на торгах Christie’s картина Фриды Кало «Две обнаженные в лесу» ушла за $8 млн. И это притом что работа совсем небольшая — 25 на 30,2 см. А неделю спустя в частной сделке аукционного дома Phillips была продана картина Диего Риверы «Танец в Теуантепеке»: 2-метровое полотно приобрел аргентинский коллекционер Эдуардо Костантини за $15,7 млн. Он гонялся за полотном почти два десятка лет.

Основная часть работ — из Музея Долорес Ольмедо в Мехико. Выставка дополнится экспонатами из частных собраний и вещами из российских музеев, в том числе из Пушкинского музея, который представил 4-метровое полотно Диего Риверы «Славная Победа». Прежде оно не показывалось. Внук художника Хуан Ривьера предоставил неизвестные фотографии, а коллекционер автографов Анн-Мария Спрингер — любовную переписку Диего и Фриды.

Масштаб проекта нельзя переоценить. В первую очередь из-за масштаба личностей, которым она посвящена, уверены организаторы. Фрида — икона стиля. Экстравагантная, броская, неповторимая. Сегодня ее считают символом феминизма, ее работы продаются за миллионы долларов, а портреты тиражируются на одежде, аксессуарах, есть даже текила и нижнее белье ее имени. Фрида стала символом жизни вопреки, примером победы силы духа над обстоятельствами. В 6-летнем возрасте она пережила полиомиелит, который сделал ее хромой на всю жизнь. А в 18 лет попала в аварию: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. В результате — десятки переломов, в том числе тройной перелом позвоночника. Железная балка вонзилась ей в живот, из-за чего Фрида так и не смогла стать матерью. Год она провела в постели в ортопедическом корсете, тогда-то и начала писать картины. Несмотря на все это, художница всегда старалась смотреть на жизнь с улыбкой. Она никогда не сдавалась. Хотя болью пронизано все ее творчество.

Диего — легенда. Революционер, сердцеед, художник, перевернувший историю искусства Мексики. Диего Ривера — человек, игравший важную роль не только на художественной сцене, но и на политической. Он встретил Фриду, когда уже был известным монументалистом и получал большие заказы от государства. Он был старше ее на два десятка лет. До Фриды был дважды женат, у него уже две дочери. Но не растерял юношеский пыл. Им он шокировал юную избранницу, открыв стрельбу на свадьбе по гостям. Фрида так испугалась, что сбежала назад к родителям. Но Диего вымолил прощение. Ривера не был верен Кало, из-за чего она сначала тихо страдала, а потом тоже начала изменять. Страсти дошли до того, что у Фриды завязался роман с Львом Троцким, который, бежав с супругой из СССР, в 1937 году обосновался в «Синем доме» художника. Вряд ли Фрида была всерьез увлечена Троцким, он скорее интересовал ее как личность, в отличие от самого революционера — тот был без ума от умной и яркой художницы. Быть может, этот роман стал для Фриды местью за измену Диего с ее младшей сестрой, случившуюся несколькими годами ранее. В 1939 году они развелись. Вскоре Фрида попала в больницу с невыносимыми болями в позвоночнике, и Диего примчался к ней — через год они сыграли вторую свадьбу.

С годами боли в позвоночнике становились все сильнее. В 1944-м ей пришлось пять месяцев носить стальной корсет, из-за чего она не могла нормально двигаться, работать, даже дышать. Тогда была написана одна из самых известных ее картин — «Сломанная колонна». Тело полуобнаженной Фриды пронизывает множество гвоздей, а вместо позвоночника — надломленная античная колонна. Эта работа будет представлена на московской выставке. Более ранняя картина, но не менее напряженная — «Больница Генри Форда» (1932) — также будет в Манеже. Полотно написано после неудачной беременности. Фрида трижды могла стать матерью, но из-за травм, полученных во время аварии, так и не смогла выносить ребенка. «Автопортрет с обезьяной» — еще одна известная работа, которую сможет увидеть публика. Фрида в парадном наряде, из-за правого плеча выглядывает мартышка, а красная лента обвивает шею художницы. Фрида подолгу разглядывала себя в зеркале, изучая свое лицо, как некогда рассматривала снимки в мастерской отца-фотографа. Она раскрашивала их, что требует ювелирной точности и тонкой кисти. Кстати, на выставке будут и фотографии отца художницы, Гильермо Кало. Именно он после судьбоносной аварии сконструировал для дочери специальный мольберт, на котором она могла писать, лежа в постели.

За несколько дней до смерти Кало написала натюрморт с солнечными сочными арбузами под названием Viva la Vida, что означает «Да здравствует жизнь!». Эта фраза легла в заглавие московской выставки.

Если Фрида за свою сложную жизнь успела создать около 200 картин, то ее супруг — в разы больше. Он приезжал в СССР, читал здесь лекции, а каждый новый посол нашей страны в Мексике первым делом знакомился с Риверой. Впечатления, полученные в коммунистической России, стали отдельной главой его творчества, которая будет рассказана на выставке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27841 от 23 ноября 2018

Заголовок в газете: Искусство любви и сопротивления

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру