Российские кинематографисты во Франции попали на "бензиновую забастовку"

В Кальвадосе вспомнили об Олеге Сенцове и его прошлой счастливой жизни

Кинематографистов, приехавших на 26-й Фестиваль российского кино в Онфлёр, на подступах к городу встретили кострами и забитыми фурами дорогами. Во Франции повысили цены на бензин — говорят, на 3 евроцента, и недовольные граждане вышли в знак протеста на трассы. В ярких фосфорицирующих жилетах они заблокировали самые напряженные развязки дорог, тормозили движение. Погода не баловала, и, чтобы согреться, протестующие развели костры, установили тенты и столы, разложили еду, запаслись напитками в термосах на неделю… Как все это непохоже на российские дороги, которые мы увидели в «Дороге», вошедшей в программу фестиваля и претендующей на премию «Оскар»!

В Кальвадосе вспомнили об Олеге Сенцове и его прошлой счастливой жизни
Кадр из фильма "Дорога"

Те из французских граждан, кто не протестует, возмущены поведением активистов, тормозящих не только автомобили, но жизнь. И никто не знает, в каком месте и когда блокируют дорогу через несколько часов. Российские кинематографисты пытались разъяснить бастующим, кто они такие, куда и зачем едут. А в ответ услышали: «Мы вам рады, но и вы поймите и нас». Церемония открытия была под угрозой. Но, отстояв некоторое время в заторе, наши режиссеры, актеры и продюсеры все-таки прорвались сквозь строй «тяжеловесов» и успели к церемонии открытия, проходившей в старинном соляном амбаре.

Уже на следующий день в документальной программе показали монтажный фильм «Дорога» Дмитрия Калашникова, созданный на основе записей видеорегистраторов на дорогах России в 2010–2016 годы. Всем страждущим иностранцам, мечтающим понять, что такое русская душа, рекомендуется посмотреть этот часовой фильм. Наш народ несется по заснеженным просторам, далеким и близким городам, не ведая страха, забыв о разуме. Вот он, код русской жизни!

Фильм подобен энциклопедии российской жизни — с кражей сосисок из открытого фургона «Уральский свинокомплекс», дикой дракой водителей, разборками с ДПС, ночным проездом по Москворецкому мосту после убийства Бориса Немцова, несущимися медведями, сбитыми коровами, укладкой асфальта в луже — все это вошло в оригинальную картину о дураках и дорогах. Вот навстречу машине несутся две упряжки лошадей, которыми никто не управляет. Снимают девиц на дорогах — и мы слышим весь перечень услуг и тарифов. «В общем, в Ростове все это дешевле», — донесется из автомобиля. Люди бросаются под автомобили, и сбросить их с капота невозможно. Танк приезжает на автомойку. Головы танкистов торчат из люков, а мойщики как ни в чем не бывало поливают боевую технику из шлангов. А по радио в одной из кабин вещают: «Здесь абсолютно сытые, самодостаточные люди. Это делается оттого, что люди оскотинились».

Могучий русский мат несется из кабин автомобилей: как еще реагировать на нереальность и беспредел происходящего! Не нравится водителю, как ты повел себя на дороге, он вынет топор или пистолет — тут же придешь в себя и поубавишь пыл. Все это невероятно смешно. Кажется, что такого быть не может, но все это есть, и чудовищно. Французская публика, живущая в тихой Нормандии спокойной и несуетной жизнью, смотрит на это, как на остросюжетный фильм — с погонями и перестрелками, несущимися машинами, полыхающими лесами, утопающими в потоках воды автомобилями… Русь, куда несешься ты?! Но у кого-то нервы не выдерживают от такого роуд-муви — уходят…

На злобу дня пришлись и «Подбросы» Ивана Твердовского-младшего. Там герой бросается под машины, изображая жертву, чтобы потом отжать у несчастного респектабельного водителя дензнаки. И потом в распиле участвует целый сонм сотрудников правоохранительных органов. Картина фантасмагорическая, но о конкретных вещах — коррупции на всех уровнях и во всех сферах, вплоть до судопроизводства. Все это напоминает театр, сон, кошмар… Сопродюсер с французской стороны Гийом де Сиель сказал похвальное слово в адрес молодого режиссера, который «берется поддержать человека в ситуации Сенцова». Гийом уже не раз работал на совместных с нами кинопроектах, поэтому имеет право сказать, что Россия — сложная страна. С одной стороны, фильм посвящен Олегу Сенцову, рассказывает о коррупции на всех уровнях, — и в то же время поддержан Министерством культуры. «Я думаю, что Олег сюда вернется», — говорит Гийом, работавший с ним на картине «Гамер». Сенцов даже приезжал на фестиваль в Онфлере, и об этом вспоминали в открывшейся новой экспозиции в провинции Кальвадос, где он тоже бывал, посещал с коллегами музей, рассказывающий об истории создания знаменитого яблочного напитка Нормандии.

Одним из членов жюри, в духе времени состоящего исключительно из женщин, стала российско-французская актриса Динара Друкарова. Она родилась в Ленинграде, снималась у Алексея Балабанова в фильме «Про уродов и людей». Много лет живет в Париже, где продолжает сниматься, в том числе у Михаэля Ханеке. Возможно, именно его картина «Любовь», которая помимо прочего рассказывает о смерти во всем ее величии, повлияла и на Динару. Ее режиссерский дебют — короткометражка «Моя веточка тоненькая» — об уходе в мир иной. Сама она сыграла дочь, провожающую мать в последний путь по мусульманскому обряду, как она просила, и ничего не знающей о том, как это делается. Получилась какая-то отчаянная картина и очень личное высказывание, которое — как боль для самой актрисы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Танк помыли в автомойке

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру