Каирский кинофестиваль закончился печально для актрисы

Египтянке Рании Юсеф грозит тюремный срок

В Каире празднично и красиво завершился 40-й Международный кинофестиваль — один из 17 мировых киносмотров, принадлежащих к категории «А». Показы проходили едва ли не в единственном оазисе в центре города, на территории оперного театра, отгороженного от шума и хаоса, царящего в густонаселенном мегаполисе даже ночью.

Египтянке Рании Юсеф грозит тюремный срок
Опальная актриса Рания Юсеф

Но стоит пройти через величественные ворота, эффектно занавешенные красным бархатным занавесом, украшенные театральной люстрой, и сразу попадаешь в заповедную зону тишины и покоя. Минуешь кордон охраны, проходишь по световому коридору, чувствуя себя как на подиуме. Хотя в Каире все спокойно. Уже нет колючей проволоки на улицах в районе площади Тахрир, вывели бронетранспортеры. Но автоматчики в масках охраняют отели, многие важные объекты. Величественное белое здание, увенчанное куполом, и стало кинотеатром на десять дней. Пригласительный билет на церемонию закрытия пришлось предъявлять не менее 15 раз.

Звездная дорожка тщательно ограждалась даже от тех, кто их имел. В закрытой зоне, напоминавшей манеж, позировали перед камерами египетские красавицы, удивляя смелыми нарядами. Декольте и разрезы достигали опасной черты, опасно открывая грудь и ноги. Но жертвой ревнителей нравственности стала только актриса и модель Рания Юсеф. Она пришла на церемонию в черном платье, прозрачном, как сеть. Это и вызвало недовольство группы адвокатов. Они требуют наказания за аморальное поведение и попрание нравственности. 12 января состоится суд, актрисе грозит пятилетнее заключение. Но в дни фестиваля под открытым небом показывали египетские фильмы 1960-х, где актрисы появлялись в открытых платьях, обнажавших их плечи и ноги, и выглядели весьма пикантно и удивительно для арабского кино, вернее, нашего о нем представления.

Рания Юсеф родилась в Каире в 1973 году в семье офицера и стюардессы. 1 декабря ей исполнилось 45 лет. Она начинала как модель, стала актрисой. Была замужем за египетским продюсером Мохаммедом Мохтаром. У нее две дочери. После развода анонсировала свое бракосочетание с египетским бизнесменом. Можно найти массу ее фотографий, на которых она настоящая дива. Теперь она принесла свои извинения за свой внешний вид, но история на этом не закончилась.

Режиссер Сергей Дворцевой и киновед из Франции Коринна Даниэлу

Помимо десяти картин, входивших в программу «Фокус российского кино», организованную киноведом из Франции Коринной Даниэлу, было еще несколько фильмов, имевших непосредственное отношение к России. Так, в конкурсе короткометражек участвовали 19-минутная «Мама» Владимира Котта, представленная, правда, от Эстонии и снятая на эстонском языке, анимационная лента «Чик-чирик» (11 мин.) Жанны Бекмамбетовой. А в международном конкурсе — снятая частично на русском языке картина «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, создавшего в Казахстане движение «Партизанское кино», — ее по принципиальным соображениям снимают почти без бюджета. Конкурировал с ней «Хрусталь» Дарьи Жук о лихих 90-х, представленных в солнечном свете, несмотря на все ужасы жизни. Дарья Жук — уроженки Минска, живущая в США. В ее картине снимались актеры из России и участвовал продюсер с российской стороны. «Донбасс» Сергея Лозницы с актерами екатеринбургского «Коляда-театра» в главных ролях получил награду жюри за режиссуру. В международной панораме участвовали «Подбросы» Ивана Твердовского-младшего и «Сулейман гора» Елизаветы Стишовой, снятая в Киргизии на киргизском языке.

Звездная дорожка фестиваля.

В Международной неделе критиков победила «Ага» (Болгария–Германия–Франция) болгарского режиссера Милко Лазарова, снятая в Якутии с участием якутских актеров и на их родном языке. Но награда отправлена не в Якутию, а на родину режиссера, а получать ее вышел французский продюсер Гийом де Сиель.

Во внеконкурсном показе показали перемонтированную на тридцать процентов после Каннского фестиваля «Айку» Сергея Дворцевого. И надо сказать, что дотошная его работа по доведению фильма до совершенства достигла результата. Сыгравшая в ней роль киргизской женщины, приехавшей на заработки в Москву, казахстанская актриса Самал Еслямова (в Каннах стала «Лучшей женской ролью») вошла в состав главного жюри Каирского фестиваля. Картина минималистична, снималась в Москве в полуподвалах и подворотнях, на улицах и в одной ветеринарной клинике и, казалось бы, не требовала безумных постановочных средств. Однако в числе ее производителей — Россия, Польша, Германия, Казахстан, Китай. В России картину еще не видели, зато она путешествует по миру и после Канн побывала в Алма-Ате, Варшаве, теперь и в Каире.

40 лет Каирскому фестивалю

Главную награду «Золотая пирамида» жюри под руководством датского классика и дважды лауреата Каннского кинофестиваля Билле Аугуста присудило уругвайскому режиссеру Альваро Брехнеру за «12-летнюю ночь», события которой происходят в начале 1970-х. Одним из героев становится Хосе Мухико, который годы спустя станет президентом Уругвая. В сентябре документальный фильм о нем представил на Венецианском кинофестивале Эмир Кустурица.

«Серебряной пирамидой» отмечен «Донбасс» Сергея Лозницы — за режиссуру (основанный на найденных в Интернете роликах о жизни на востоке Украины). Аналогичный приз досталась и таиландскому режиссеру Пхуттипхонгу Ароонпхенгому за «Морского дьявола». «Бронзовая пирамида», вручающаяся за первые и вторые работы начинающих кинематографистов, у британского режиссера Джейми Джонса за картину «Подчиняйся». А в программе современного арабского кино отметили «Фетву» из Туниса. Убит молодой человек. Попрощаться с ним приезжает отец, живущий во Франции, и вместе с бывшей женой узнает много нового о погибшем сыне, связанном с исламским радикализмом. Картина тонко сделана и погружает зрителя в тягучее и терпкое течение жизни арабской страны. Собственно, ради таких фильмов и стоит ехать на Каирский фестиваль, и не тратить там время на европейское или американское кино — ими переполнены другие фестивали мира.

Конкурсная картина «Третья жена» вьетнамского режиссера Нгуен Фыонг отмечена жюри за артистическую контрибуцию. В ее основе события XIX века. 13-летнюю девочку Мэй выдают замуж за зрелого мужчину, у которого уже есть две жены и несколько детей. Тонко и чувственно показан семейный уклад, то, как в юном существе пробуждается сексуальность. Мэй становится матерью, детская впечатлительность сменяется совсем другими настроениями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру