«Невозмутимый возмутитель»

Губернский театр представил спектакль по Салтыкову-Щедрину

В первые зимние выходные года Губернский театр Сергея Безрукова показал зрителю своего «Возмутителя». О том, как бессмертная сатира Салтыкова-Щедрина была перенесена в сумасшедший дом молодым режиссером Павлом Артемьевым и как смешливый текст, облеченный в гротескную форму современных реалий, может вжать зрителя в кресло от ужаса, — в материале корреспондента «МК».

Губернский театр представил спектакль по Салтыкову-Щедрину
Фото: Галина Фесенко

В премьерный день театр всегда полон людьми, а Губернский театр своих зрителей еле вмещает. Даже к 19:00 возбужденная толпа все еще стоит в очереди к администратору за заветными контрамарками. Дамы в соболях, разглядывая афишу «Возмутителя», делают ставки на успех спектакля:

— Антон Богданов в главной роли. Это тот хорошенький из сериалов.

— Не знала, что он в театре играет. Интересно, потянет ли русскую классику.

Последнее интересно не только им, да и не только в отношении исполнителя главной роли. Спектакль и заявлен как аллюзия по мотивам произведений знаменитого сатирика, написанная драматургом Владимиром Малягиным, но именно это заставляет обращать на нее более пристальное внимание.

В зале гаснет свет, бархатный голос Сергея Безрукова просит выключить звук на мобильных телефонах, открывается занавес, и несколько зрительских рядов синхронно вскидывают бинокли к глазам. Нет кулис! Нет «черного кабинета»! На сцене груда кирпичей, ручейки пустых стеклянных бутылок и десятиметровый скелет мамонта. Если это не психиатрическая лечебница, то как минимум доведенный до хаоса и разрушения мир.

Здесь все доведено до такого градуса гротеска и нелепого абсурда, что спасти от этого безумия может только смех, — считает режиссер Павел Артемьев.

С последнего и начинают. Пациенты больницы ожидаемо карикатурны: инвалид-колясочник с раздвоением личности Фурье (Евгений Гомоной), прекрасная Lady in red, она же революционерка Анна Павловна (Софья Володчинская), несостоявшаяся танцовщица на пенсии Эстрель (Елена Цагина) и идеальная семья: мама, папа, я — как один одетые в шотландскую клетку и именующие себя не иначе как Король Европы (Андрей Исаенков), Императрица Мира (Елена Киркова) и 10-летний Губернатор Кавказа (Саша Беляев). В противовес явно сумасшедшим представлен (словно перед Богом — весь в белом) гоголевский «маленький человек», салтыков-щедринский помощник губернатора Березкин (Антон Богданов).

«Я не сумасшедший», — не раз восклицает герой, тем самым вовлекая себя в диверсионные хитросплетения умалишенных.

Именно в этом месте стоит отметить сценографию и музыкальное оформление спектакля. Каждая значимая метаморфоза в сюрреалистичной жизни героев находит отклик то в инсталляции из подвесных звенящих колокольчиков, то в гитарном риффе в духе Pink Floyd и Led Zeppelin. Спектакль изобилует сложной хореографией и мудреными мизансценами.

Но это все красивая обертка, а по сути-то что? Обличающий текст русского классика, по идее, идеально ложится на канву коррупционной реальности. И вопрошающая реплика Березкина: «Вы знаете, что такое любить родину? Это беспрекословно любить свое начальство!» — безусловно, находит отклик у зрителя в виде аплодисментов. Но это его величество Михаил Ефграфович точно попадает в сегодняшний день России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру