Певица Ёлка ушла из эстрады в трип-хоп

Артистка стала «Явью»

«Музыкальные хроники» уже рассказали о «двойном» концерте группировки «Ленинград» на зимней сессии фестиваля LiveFest под Сочи. Однако выступления Шнура и команды стали не единственной радостью для публики. За четыре дня ее ожидало немало сюрпризов, а «ЗД» внимательно наблюдала за музыкальным буйством, чтобы привезти читателям свежие интервью с известными героями и зарисовки с места событий.

Артистка стала «Явью»

Полина Гагарина объявила о «конце целой эпохи»

В одном новогоднем меме использовали кадр из «Бриллиантовой руки», где Семен Горбунков (герой Юрия Никулина) сидит ночью испуганный, прижав к груди авоську, в машине у милиционера-Володи, которого принял за бандита. К картинке подпись — инверсия диалога из фильма: «Вы итоги года подводите? — Подвожу… Зачем я соврал? Я же не подвожу. Зачем он спросил? Зубы заговаривает. Очень подозрительный тип…» Кого-то из артистов этот вопрос, может, и застал врасплох в минувшие праздники, но не Полину Гагарину. Ответом стало ее выступление на открытии фестиваля — последний выход на сцену с шоу «Полина», которое она два года катала по городам и весям.

«Заканчивается целая эпоха, — патетично вещала певица, — мы уже хотели провести ритуал и сжечь костюмы, они буквально были наполовину в огне, как вдруг нас пригласили сюда. Как говорил мой знаменитый однофамилец, «поехали!».

«ЗД» в 2016-м побывала на премьере шоу в одном из самых больших московских залов, но в этот раз получилась совсем другая история. Остались, конечно, и режиссура небезызвестного Алексея Голубева, делающего постановки и клипы всему нашему поп-истеблишменту, и дерзкая, яркая хореография Сергея Черкасова, и песни — микс из победоносной евровидийной «A Million Voices», подарков на память от Константина Меладзе «Спектакль окончен», «Навек», композиции, созданной в соавторстве с Михаилом Мироновым «Я не буду», более ранних опусов «Колыбельная», «Я твоя» и «Где-то живет любовь» авторства самой исполнительницы, кавер-версии «Кукушки» Цоя… Однако, хотя канва была прежней, атмосфера всего действа заметно изменилась. Драму артистка превратила в мелодраматическую комедию с элементами фарса — видимо, горный воздух ударил в голову.

Полина Гагарина размахивала кнутом и манила пряником. Фото: пресс-служба LiveFest

Гагариной подыгрывали танцоры. В начале одного из номеров они окружили главную героиню, а потом демонстративно развернулись и ушли. «Куда?! — закричала Полина. — Ну и ладно. Спою сама». И затянула что-то в стиле «Цыганочки» — как оказалось, прелюдию к хиту «Шагай». Потом «блудные сыновья», конечно, вернулись плясать на сцену, а после того, как их представили, схватили поп-диву и начали подбрасывать ее в воздух. «Никаких гонораров! И все уволены!» — топнула ножкой новоиспеченная комедиантка.

Шутки на тему смены команды, чередовавшиеся с признаниями в любви, продолжались до конца концерта. А вот шутила ли певица со зрителями или решила применить метод кнута и пряника — вопрос. «Если вы принесли с собой цветы, самое время вынести их сейчас, — неожиданно объявила она, — а если нет, я спою на пару песен меньше». Юноша из зала скромно подошел с букетом. Вердикт был вынесен: «Вот мой герой! Для него и буду петь сегодня».

Досталось не только гостям без цветов, но и с мобильными телефонами: «Я смотрю, некоторые сидят в Инстаграме. За кем вы следите? Я еще ничего не выложила… Может быть, за Элджеем? Или за… все время забываю, как его зовут… Лил Пампом?»

Несмотря на курьезы, в финале певица резюмировала: «Все равно я вас всех люблю», а мобильные телефоны из средств связи превратились в фонарики, которыми зрители размахивали в воздухе.

После концерта «ЗД» пообщалась с певицей о том, есть ли жизнь после «уходящей эпохи», как она окрестила шоу.

— В 2018-м конкуренция среди артисток на российской сцене была высока. Тем не менее вам удается оставаться на плаву, поддерживать интерес к себе. В чем черпаете силы?

— Как бы банально ни звучало — в своей команде и семье. Это люди, которые меня ведут, не дают расслабиться, но всегда поддерживают. Как я рассказываю на видео в своем шоу, во мне очень много ипостасей — и дочь, и мама, и жена, но я не представляю свою жизнь без сцены. Мои близкие относятся к этому с абсолютным пониманием. Без этого было бы гораздо сложнее. Ну и, конечно, силы я нахожу в своем самолюбии и честолюбии в хорошем смысле слова.

— Сначала — победа на «Фабрике звезд», позже «Евровидение»… Вы поставили высокую планку. Насколько сложно ее удерживать после больших достижений?

— Сложно, но возможно. Я каждый раз не останавливаюсь, не даю себе передохнуть, а ставлю новую планку. Сейчас впереди — новое стадионное шоу, которое будет совсем другим, будет ярче, больше.

— Чего бы вы хотели пожелать себе и поклонникам на Рождество?

— Не разочаровывать, а вдохновлять друг друга. Резонанс очень важен. На концерте я не просто капризничала, несколько раз попросив зрителей отложить мобильные телефоны. Это стена между нами. Я выкладываюсь на 200 процентов, отдаю всю себя, и мне хочется, чтобы происходил энергообмен.

Темникова выбрала «одиночество», Плетнева — старую «любовь»

2017 год стал очень нервным для поклонников группы «Винтаж» — уже культовой на отечественной сцене. Тогда Анна Плетнева и Алексей Романоff, которые много лет назад оставили предыдущих коллег по сцене на пике славы, чтобы создать совместный проект, и называли себя «музыкальными мужем и женой», заявили о расставании. Хотя никто из них не собирался уходить со сцены (Аня даже помогала Леше выбирать новых вокалисток), для фанатов новость стала ударом. Но не успели они оправиться от пережитой драмы, как артисты спелись снова. Недавно, например, они вышли вместе на площадку в одном из московских клубов, устроив фееричное (в лучших традициях «Винтажа») шоу.

Анна Плетнева. Фото: пресс-служба LiveFest

На рождественский фестиваль Плетнева приехала одна, блеснув эффектными номерами и экстравагантным образом. За кулисами она поделилась с «ЗД» хорошими новостями.

— Аня, расскажи, что происходит у вас с Лешей? Воссоединение на столичном концерте было разовой акцией?

— Нет. Эпизодическим было расставание, а сейчас все вернулось на круги своя. Мы снова вместе, записываем новый альбом «Вавилон». Сейчас разъехались буквально на 4 дня, чтобы отдохнуть, а как вернемся — запремся на студии и опять будем творить. Пауза пошла на пользу. Иногда нужно расстаться для того, чтобы снова влюбиться.

— Каким для тебя стал прошедший год?

— Он был знаковым. В 2018-м мы с Лешей снова воссоединились и решили, что группе «Винтаж» быть. С тех пор мы все это время с каким-то бешеным остервенением опять завоевывали свое место под солнцем. Это невероятный драйв. Только благодаря этой энергии, которая есть внутри нас, благодаря очень сильному желанию творить, двигаться вперед, «Винтаж» уже столько лет продолжает жить и радовать поклонников. И, конечно, очень важную роль играет именно желание быть непохожими на всех остальных. При этом мы не гонимся за трендом. В моде сейчас односложная по тексту и по мелодии музыка. И мне очень приятно, что, не подстраиваясь под эти правила игры, нам удается оставаться на вершинах хит-парадов.

— «Винтаж» своим примером всегда показывал, как в России можно работать на уровне западных звезд. Как ты сегодня оцениваешь общий уровень профессионализма отечественных артистов?

— Сейчас уже никто не сравнивает — «у нас, у вас», происходит глобализация шоу-бизнеса. Все смешалось. Через два года после шоу «Винтажа» Бейонсе вышла на сцену в кокошнике, через три года один наш номер повторила Мадонна… Российские артисты тоже подсматривают что-то у западных звезд. Благодаря Интернету границы разрушаются, и это неплохо. А вот выделяться действительно непросто. Не люблю загадывать, но, думая о том, каким будет «новый-старый» «Винтаж», хотелось бы на фоне всей этой вакханалии, этого Вавилона остаться собой, и я надеюсь — это будет очень ярко.

■ ■ ■

Экс-солистка группы Serebro Елена Темникова, наоборот, абсолютно не ностальгирует по командному творчеству и наслаждается возможностью делать на сцене все, что вздумается ей самой. С момента ухода из герлз-бэнда в 2014 году она выпустила два мини-альбома — TEMNIKOVA I, TEMNIKOVA II, полноценный альбом TEMNIKOVA III:«Не модные», а в ноябре 2018-го выложила на своей страничке в ВК фотографию с цифрами 20-6-14-15-10-12-16-3-1 / 4 / 25-10-19-20-16 / 3 / 15-1-26-6-14 / 19-20-10-13-6 / 22-6-3-18-1-13-30 / 19, подписав внизу: «Название альбома и дата выхода». Поклонники стали отгадывать шифр. Номера (предсказуемо) обозначали буквы алфавита, под ними было скрыто название TEMNIKOVA IV: «Чисто в нашем стиле».

TEMNIKOVA. Фото: пресс-служба LiveFest

На фестивале певица выступала (равняясь в этом смысле на «Ленинград») два раза. В отличие от питерских хулиганов полноценного сета у нее не было. Зато случилась премьера песни, которой, по ее словам, еще нет в Интернете. Презентовать ее на сцену она вышла в компании двух танцоров — юноши и девушки. Но если, например, дэнс-группа Гагариной выделывает витиеватые па, коллеги Лены, одетые в спортивные костюмы, просто скакали по площадке, изображали пластический диалог и раскачивали публику. Поклонники на ходу учили припев свежей композиции, хором выкрикивая простые слова: «Нет связи!» Сама артистка охотно пошла на контакт с «ЗД» после выступления за кулисами.

— Вы знаете, я всегда радуюсь, приезжая сюда: для меня это место в горах стало судьбоносным. Много лет назад мы познакомились здесь с мужем, и когда прилетаем сюда снова — обязательно гуляем вместе, вспоминаем, как это было…

— А каким стал для вас предыдущий год и чего вы ждете от наступившего?

— Скажу откровенно: я почти записала альбом мечты. По музыке, по содержанию — это та пластинка, которую мне всегда очень-очень хотелось выпустить. Он совершенно не коммерческий, он про любовь. Можно сказать, что я его «подсмотрела» в своей жизни, в историях из жизни друзей, всех тех, кто когда-либо влюблялся. Он — про абсолютную любовь. И еще я готовлю потрясающий тур — это дело чести.

— Насколько сильно отличается, по внутренним ощущениям, сольная история от работы в группе?

— Интересный вопрос. И в одном, и в другом случае есть плюсы и минусы. Когда у тебя нет сил или ты заболеваешь, в группе можно делегировать какую-то часть работы своим коллегам. Если же выступаешь сольно, ты в любом случае и при любых обстоятельствах должен разбиться в лепешку и отдать все, что у тебя есть. В таких ситуациях помогает то, что сцена лечит.

Big Russian Boss «зашифровал» Ёлку

Замыкали круг в последний фестивальный день молодые и дерзкие. Концерт прошел под лозунгом Urban Day, и в нем приняли участие те, кого принято называть трендовыми исполнителями: любимчики тинейджеров, не так давно, но громко заявившие о себе преимущественно в Глобальной паутине, откуда они уже вышли на большую сцену.

Big Russian Boss и Ёлка. Фото: пресс-служба LiveFest

Вести молодежный вечер доверили одному из самых популярных интернет-блогеров Big Russian Boss, чье шоу на YouTube за год существования набрало более 2 миллионов подписчиков. В миру высокого человека в шубах и цепях, скрывающего лицо за балаклавой или темными очками и бородой — в зависимости от настроения, — зовут Игорь Лавров. Он не только шоумен, но и рэпер, позаимствовавший образ у американского хип-хоп-исполнителя Рика Росса, а манеру исполнения — у его соотечественника Лила Джона.

Отличают босса эксцентричность и специфическое чувство юмора. Так что досталось всем — и артистам, и зрителям. «Оксимирон, здесь должен был выступать ты, — прыгнул он с места в карьер, выйдя на площадку, — но сейчас вместо тебя сюда выйдет победитель шоу «Голос. Таксисты» великий Matrang».

Matrang. Фото: пресс-служба LiveFest.

Последний — очередной сетевой феномен, Алан Хадзарагов из Владикавказа, который делает музыку в стиле хаус-рэп и взорвал Интернет песней «Медуза». Несмотря на малопонятный текст («кто не видит в небе знак, потеряет восемь ног, снова в небе пустота, а в медузе осьминог»), юные слушатели стали сходить с ума по симпатичному молодцу восточного типа. Клипы он нарочито снимает на айфон. Выйдя на площадку, попросил убрать заставку «URBAN», оставив просто черный фон.

Начало затянулось: несколько минут у артиста не включался ноутбук, по поводу чего Big Russian Boss пошутил, что «поскольку сегодня выступают молодые и актуальные, на сцене все сделано из г…. и палок». Заминка ничуть не смутила поклонников. Казалось, даже если «великий Matrang» будет петь а капелла, они все равно будут биться в экстазе.

Такой прием (исполнение текста без музыки) использовал другой новоиспеченный фаворит — Cygo, белорусский артист Леонид Вакальчук, который перед тем, как заиграла аппаратура, заигрывал с аудиторией своими вокализами. Его творчество — еще один пример того, как лирика в композициях для молодого поколения явно уходит на второй план. «Покорила меня, су…, твоя панда, мы бежим с тобой, как будто от гепарда», — поет он в своем главном хите «Panda E». Хотя Леонида называют хип-хоп-исполнителем, о чистоте жанра тут говорить не приходится: его опусы — смесь довольно расслабленного речитатива и плачущих напевов.

Парад молодых и дерзких с вводящими в недоумение, но симпатичными публике текстами продолжили HammAli & Navai. В топе сейчас их трек «Пустите меня на танцпол» с повторяющимися рефреном словами: «Пустите меня на танцпол пьяным подвигаться». В общем, всем своим видом и творчеством новые герои как будто заявляют: неважно, что ты поешь, главное — чтобы людям нравилось. И если раньше было принято считать, что русскоязычную музыку отличает глубина смыслового содержания, сегодня на первом плане — новый стиль: нарочитая небрежность и дерзость.

Любители более изысканных форм оживились, когда на сцену вышла Maruv. Анна Корсун (так зовут певицу), как говорится, не первый год замужем. Несколько лет она зубами пыталась выгрызать себе дорогу к славе. В 2013-м создала группу The Pringlez, исполнявшую каверы вперемешку с несколькими композициями самой артистки в стиле поп-рок. Однако команда не имела большого успеха, и в 2017-м Корсун решила переехать в Киев, сменив название проекта и музыкальный стиль. В этом же году произошел взрыв: появились трек «Drunk Groove» и клип на него. Композиция взлетела на вершину чартов не только в Украине и России, а по всему миру (!), и о Maruv заговорили все.

MARUV. Фото: пресс-служба LiveFest

Придерживаясь стилистики провокационного видео, Анна вышла на площадку в коже и сопровождении двух барышень. Помимо нашумевшей песни она презентовала зрителям и новую — «For You». Теперь задача у нее еще сложнее — удерживать так неожиданно взятую высокую планку.

Из массы трендовых новичков выгодно выделяется еще одна украинская певица — Мари Краймбрери. Хотя методы продвижения в этом случае те же самые, т.е. Интернет, содержание и стиль сильно отличаются от того, что диктует современная мода. Мари экспериментирует с ритм-энд-блюзом, соулом, добавляет в свои композиции элементы и других жанров. В основе песен — запоминающиеся мелодичные ходы, приправленные изящными ритмами, тексты — о личности и чувствах. И хотя темы стары как мир, поданы они нетривиально. Кажется, выходя на площадку, эта певица не ставит перед собой цель изобразить нечто, а просто раскрывается перед слушателями, подкупая их искренностью и простотой в лучшем смысле слова.

Брошенную на «амбразуру» молодежь поддерживали, конечно, и опытные артисты. Burito исполнил песню «Помоги» вместе с DJ Groove и Black Cupro, да и Темникова презентовала новую работу именно на Urban Day. Игривая Елка с пышной прической, по образу похожая сейчас на Клеопатру нового времени, спела дуэтом с Андреем Звонким композицию «Спаси меня» (о ней она воодушевленно рассказывала «ЗД» в новогоднем интервью), а с Big Russian Boss — задорную околоджазовую «Не виноват».

Ее же мини-шоу стало неожиданным завершением фестиваля. Дива вышла на площадку в красном костюме не то бабочки, не то инопланетянки, медленно прошла в центр круга из красных софитов, создавших едва видимую сцену, и медленно, осторожно запела странные, тягучие композиции, слова которых не всегда можно было разобрать. Кажется, на голос был наложен вокодер, поэтому песни превратились в причудливый набор каких-то нечеловеческих звуков. Впрочем, в этой странности как раз и привлекательность проекта.

За электронными эффектами, эксцентричным образом и световым кругом не все признали артистку. Многие, услышав совершенно незнакомое название, стали просто выходить из зала. Зато оставшиеся могли снять на видео исторический выход на сцену их любимицы, теперь — в совершенно ином амплуа.

Ёлка в версии «Явь». Фото: пресс-служба LiveFest

Проект ЯАVЬ появился уже некоторое время назад в Интернете. Тогда люди задавались в соцсетях вопросом: «Неужели Елка?» Но, не получив внятного ответа, история забылась, не успев толком начаться. Сейчас, возможно, у нее будет более яркое и уверенное продолжение: исполнительница выпустила полноценный альбом под названием «Явь» в своей новой ипостаси. По жанру эти музыкальные эксперименты ближе всего к трип-хопу. Композиции сравнивают с творчеством FKA Twigs, можно найти и параллели с Portishead. Некоторые критикуют их за монотонность, но за ней скрываются серьезные тексты, продуманная, насыщенная звуковая палитра и, конечно, смелость отойти на несколько шагов от своих хитов, попробовав сделать нечто совершенно новое.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27881 от 18 января 2019

Заголовок в газете: Рождественская ёлка стала «явью»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру