Беспрецедентно: режиссер Добрыгин закончил фильм за несколько часов до премьеры

Из-за этого картину «Sheena667» на Роттердамском фестивале даже не успели показать прессе

На 48‑м Роттердамском кинофестивале, проходящем в одном из самых необычных современных городов не только Голландии, но и мира, представлено 705 авторских и экспериментальных фильмов. Среди них преимущественно первые и вторые работы начинающих кинематографистов. Зато в главном конкурсе фестиваля — только восемь картин: из Боснии, Бразилии, Дании, Испании, Чили, Гонконга, Швеции и России. Увы, на своей премьере наш дебютант — Григорий Добрыгин — не присутствовал. Представленную картину «Sheena667» он завершил только утром в день премьеры. Узнав о столь исключительных обстоятельствах, зрительный зал дружно ахнул.

Из-за этого картину «Sheena667» на Роттердамском фестивале даже не успели показать прессе
Кадр из фильма «Sheena667». Фото: пресс-служба фестиваля

Накануне, ранним воскресным утром, когда никого на улицах еще не было, кроме тех, кто выгуливал собак, обозреватель «МК» шла под дождем, едва удерживаясь на ногах от шквалистого ветра, в кинотеатр, где и должен был состояться пресс-показ фильма Добрыгина. На месте узнала, что сеанс отменили. Никакой внятной информации получить не удалось. Позднее выяснилось, что картина не готова. А закончена она была на следующее утро, за несколько часов до премьеры. Режиссер на ней не присутствовал: видимо, так переработал и вымотался, что не было сил лететь в Роттердам. Почему у нас все складывается так аврально и каждый фильм превращается в хождение по мукам? Вспомним недавнюю эпопею с «Айкой» на Каннском кинофестивале — главный киносмотр мира в разгаре, а Сергей Дворцевой продолжает снимать. Вместо того чтобы приехать и спокойно ее представить, посмотреть работы коллег, он влетает в последний момент, не понимая контекста, получает награду и покидает фестиваль — сплошной комок нервов. Та же ситуация повторяется в Роттердаме. Только на второй показ фильма «Sheena667» приедет Юлия Пересильд, тонко и чувственно сыгравшая главную женскую роль.

Григорий Добрыгин — актер и обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Как я провел этим летом». После нескольких короткометражных работ он снял полнометражную картину, обещающую появление серьезного режиссера. Шанс получить главную награду Роттердама — «Тигра» — у него, несомненно, есть. У дебюта крепкий зачин, разве что он излишне дробный, разделен на множество главок, свидетельствующих о том, что молодой режиссер не вполне совладал с материалом. Сценарий написан Александром Родионовым — сыном Елены Греминой, и однокурсником режиссера по режиссерскому факультету ВГИКа Ильей Носоченко.

Семейной паре — Вадиму и Ольге — чуть за тридцать. Живут они в Вышнем Волочке, что не так уж существенно, поскольку города как такового мы не увидим. Важен провинциальный быт и нравы, тихая, ничем не примечательная жизнь, которая, однако, наделяет среднестатистического молодого мужчину богатым воображением. Его роль великолепно сыграл Владимир Свирский, знакомый зрителям по картине Сергея Лозницы «В тумане».

В название фильма «Sheena667» вынесен ник американской девушки, работающей в Сети. Вадим не один подсел на виртуальную жизнь. К нему заходит приятель, чтобы часок посмотреть на далеких виртуальных подруг, готовых исполнить самые сокровенные желания. Дома ждет семья, в присутствии которой нет возможности получить особые ощущения. Таинственную незнакомку, ради которой Вадим на многое готов, сыграла Джордан Роуз Фрай — американская актриса, учившаяся в России, а теперь вернувшаяся в Нью-Йорк. Внешность у нее инопланетная. Девушка в Сети развлекает клиентов, занимается с ним сексом на расстоянии, и это совсем не то, что лежать в постели с женой из плоти и крови. И русские мужики теряют головы.

Картину снимал оператор Михаил Кричман, умеющий создавать тревожное ощущение русской жизни, что хорошо известно по его совместным работам с Андреем Звягинцевым. Отличный эпизод сыграла Надежда Маркина, знакомая киноманам мира по «Елене» Звягинцева. Ее героиня — разумная мать — решает разом покончить с бесами, вселившимися в сына. Она прямо спросит сына: «Тебя к батюшке или к доктору?» — и приведет священника, чтобы освятил автомастерскую ее взрослого отпрыска. Этот смешной и виртуозно сделанный эпизод вызвал смех зала. А слухами о странном состоянии Вадима полнится городок. И вот его уже спрашивает приятель: «Как там в Интернете? Чего нового? А старого чего?».

Российская картина вошла в главный конкурс Роттердама спустя пять лет после участия «Комбината «Надежда» Натальи Мещаниновой, который так и не дошел до российского зрителя по цензурным соображениям. Теперь здесь представлены вне конкурса ее картина «Сердце мира», а также «Лето» Кирилла Серебренникова, «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, 26‑минутная «Корова» Томы Селивановой.

В одной из программ показывают отреставрированную версию российско-армянской картины «Маяк» Марии Саакян, снятой в 2006 году. Ее премьера состоялась в Роттердаме, и одну из ролей сыграла советско-грузинская актриса Софико Чиаурели. И поскольку нынешний Роттердам проходит под именем Сергея Параджанова, которому 9 января исполнилось бы 95 и который в 1988‑м побывал в Роттердаме, своей первой загранице, особо оговаривается, что Софико — актриса Параджанова. Мария Саакян, а для многих просто Маша, закончила ВГИК, жила в Москве, а потом вернулась в Ереван, где растила своих пятерых детей, снимала кино. Много шума наделала ее «Энтропия», где снимались Ксения Собчак и Валерия Гай Германика, а «Это не я» стала самой совершенной ее картиной с очень по-мужски нежной работой Евгения Цыганова. Потом Маша тяжело заболела. 28 января 2018 года ее не стало, и было ей всего 37 лет.

В ретроспективной программе «Шпионские дела» участвуют картины со всего мира: от Болгарии до Южной Кореи. Здесь имена Фрица Ланга, Альфреда Хичкока, Эрнста Любича, Билли Уайлдера и нашего Григория Александрова — режиссера фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и, что существенно для иностранной публики, одного из создателей легендарного «Броненосца «Потемкин» Эйзенштейна. В шпионской ретроспективе представлена его картина «Скворец и Лира» 1974 года с Любовью Орловой и Петром Вельяминовым в главных ролях — семейной пары разведчиков времен Второй мировой войны.

В этом году 30 лет отмечает фонд Hubert Bals, поддерживающий независимые проекты начинающих режиссеров. Россию давно уже исключили из его списков, и это не связано с санкциями: просто посчитали, что наша киноиндустрия вполне самостоятельна и сильна, чтобы заботиться о молодых. Среди тех, кто получал поддержку фонда, были ныне сорокалетние Алексей Герман-младший и Илья Хржановский.

Среди конкурсных картин в рейтинге зрителей четвертое место занимает политический триллер «Сыновья Дании» Улаа Салима о радикальной мусульманской организации и политиках высшего звена, искореняющих как класс выходцев из других стран по национальным и религиозным соображениям. А на первом месте — «Капернаум» ливанского режиссера Надин Лабаки, где снимались найденные на улице малолетние сирийские дети, о которых после съемок режиссер позаботилась, дав им возможности благополучной жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27891 от 30 января 2019

Заголовок в газете: Роттердамская премьера без режиссера

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру