Всемирно известная классическая танцовщица Осипова показала в Москве новую программу

Легкое дыхание балерины

07.02.2019 в 16:32, просмотров: 4750

В Московском международном доме музыки (ММДМ) прошли выступления одной из самых успешных и востребованных на сегодня в мире балерин — Натальи Осиповой. В прошлом прима Большого театра, сейчас — звезда английского Королевского балета, она представила московскую премьеру своей программы, составленной исключительно из балетов современных хореографов, «Легкое дыхание» (The Light Breath).

Всемирно известная классическая танцовщица Осипова показала в Москве новую программу
Фото: Александра Муравьева.

Вообще-то мировую известность Осипова получила именно как исполнительница классических балетных партий, но она также является одной из немногих «классичек», которые обожают contemporary dance и работают с лучшими хореографами этого направления — такими, как Артур Пита, Роя Ассафа, Сиди Ларби Шеркауи и другие.

Самый большой успех у нашей публики имел балет Facada, который показали во втором отделении вечера. В отличие от других представленных на вечере, вполне абстрактных номеров «Факада» — это сюжетный балет, и основан он на португальском фольклоре. Осипова уже показывала его в Москве, в партнерстве с Иваном Васильевым, в программе Центра искусств «Ардани артистс» и Сергея Даниляна «Соло для двоих». Теперь она выступает в «Факаде» с новым партнером — Джейсоном Киттельбергером.

Киттельбергер — бывший танцовщик из труппы Сиди Ларби Шеркауи — сейчас находится в «свободном плавании» и является партнером Осиповой не только по сцене, но, говорят, еще и в жизни. Так что его участие в «Факаде» придало балету еще большую энергию, за счет замены спектакль несколько видоизменился и по сравнению с версиями, виденными в Москве ранее, сейчас выглядит еще более занимательно.

Этот балет — о невесте, которая убивает (душит собственными руками) своего сбежавшего со свадьбы жениха и потом исполняет над трупом, покоящимся в импровизированной могиле, торжествующий ритуальный танец. Своеобразная «Жизель», только шиворот-навыворот.

Фото: Александра Муравьева.

Показался в Москве Киттельбергер еще и как хореограф, станцевав в дуэте с Осиповой свою хореографию под названием «I’m Fine» («Я в порядке») на музыку Нильса Фрома и Анне Мюллер. Этот балет, как и другие два («Импульс» еще одного партнера Осиповой на концерте — Робби Мура — и «Не покидай меня» Мюриэль Танкар), — мировые премьеры.

«Это хореографическая композиция посвящена вечной теме — любви между мужчиной и женщиной. В какой-то мере эта тема объединяет всю программу, которую я назвала «Легкое дыхание». Любовь — это всегда новый вдох, глоток свежего воздуха, сила и вдохновение. Знаменитый рассказ Ивана Бунина с тем же названием — тоже о любви, страсти и убийстве из-за нее», — говорит Наталья Осипова перед началом.

С австралийкой Мюриэль Танкар Осипова собирается работать основательно: готовит балет об Ольге Спесивцевой Two Feet, а пока в качестве «пробы пера» исполнила на собственном вечере ее миниатюру «Не покидай меня» на знаменитую песню Жака Бреля в исполнении Нины Симон. Много лет назад Танкар поставила этот номер на себя, а сейчас переделала на Осипову. Балетмейстер 20 лет проработала в труппе Пины Бауш, чем, видимо, и привлекла русскую балерину, любящую эксперименты и не чуждающуюся эстетики танцтеатра. Однако у русской публики такая хореография явно не вызвала особого интереса, и миниатюра (как и номер «Импульс») смотрелась необязательным, проходным довеском как в программе концерта, так и в творчестве замечательной балерины в целом.

Фото: Александра Муравьева.

А вот номере Qutb марокканца Сиди Ларби Шеркауи проходным никак не назовешь. Для Осиповой это важный этап в постижении contemporary. Как написано в программке, «в переводе с арабского qutb — это «ось», «стержень», но еще в суфизме это «праведный человек». По словам самого модного хореографа, которому одинаково близка культура Востока и Запада, «три танцора воплощают в балете множество вещей: иногда они жертвы природной катастрофы, они поднимают друг друга из руин».

Премьера была показана два года назад в лондонском центре Сэдлерс Уэллс, а главное в этом балете на сборную, в том числе и суфийскую музыку — не смысл (каждый тут волен придумать свою историю), а чарующая тягучая пластика, напоминающая арабские письмена. Эта медитативная, словно гипнотизер, завораживающая хореография, где движения медленно перетекают одно в другое, то и дело смещаются «оси» тела — центры тяжести, а сами тела сплетаются друг с другом в причудливый клубок, трансформируясь из одного пластического состояния в другое, напоминает древнюю индусскую легенду, в которой многоликий творец Вселенной бог Шива в божественном танце создает, а затем разрушает только что созданный мир.

Так же и танец балерины Натальи Осиповой, перетекая из модерна в классику, трансформируясь из одной пластической системы в другую, осваивая, а затем разрушая освоенный мир, словно мифическая птица Феникс, снова и снова возрождается из пепла, вновь и вновь краше прежнего «восставая в голубом эфире» классического танца и придавая этому танцу все новые и новые грани и смыслы…

Фото: Александра Муравьева.