Берлинский кинофестиваль завершился победой Парижа над «варварами»

Жюльет Бинош показала, что такое весна

69-й Берлинский кинофестиваль завершился победой, наверное, лучшего фильма конкурсной программы, что бывает редко, особенно, на Берлинале, где выбор почти всегда склоняется в сторону политики, а не искусства. Жюри под руководством французской актрисы Жюльет Бинош отдало «Золотого медведя» «Синонимам» израильского режиссера Надава Лапида, где гротеск отточен до блеска, а «нашествие варваров» никогда не возьмет верх над парижским духом свободы.

Жюльет Бинош показала, что такое весна
Шарлотта Рэмплинг получает "Золотого медведя". С Лилианой Кавани. Фото: пресс-служба Берлинале.

За сутки до закрытия фестиваля жюри критики ФИПРЕССИ также отметило наградой «Синонимы». Они о том, что волнует не только Европу, о внедрении новой культуры, которую несут с собой мигранты, вместе с проблемами своих стран. О сложных вещах говорится с поразительно тонким юмором и любовью. Молодой и красивый израильтянин Иоав, половину фильма демонстрирующий зрителю достоинства своего совершенного и нагого тела, пытается начать новую жизнь во Франции. Картина автобиографичная для режиссера, когда-то приехавшего в Париж и, наверняка также зубрившего синонимы. Иоав посещает курсы французского, где его однокашниками становятся мигранты со всего мира, включая девушку в павловопосадском платке, оказавшуюся в итоге не русской, а украинкой. Новые жители Франции хором поют «Марсельезу», и Франция готова поделиться с ними всем, что имеет. Иоава спасает от смерти и холода молодая парочка. Его приютят, обуют, оденут в дорогое желтое пальто, в какое отважится облачиться мужчина разве что в таком праздничном городе, как Париж. А ответит новоприбывший герой, как и сотни таких же гостей, неспособных жить по чужим законам, агрессией и неблагодарностью. Израиль не отпускает Иоава, ну, а Париж живет привычной безбашенной жизнью, оставаясь тем праздником, который всегда с тобой. Убить его вольнолюбивый дух не способен никто. Свобода города зашкаливает, а все, что омрачает ее, выглядит в «Синонима» ужасно смешным и безнадежным.

Для француженки Жюльет Бинош выбор такого фильма, наверняка, очень личный. Сама она стала королевой Берлинале и на его заключительной церемонии появилась в открытом белом платье. Впервые за многие годы собралось так много публики у звездной дорожки, чему поспособствовала неожиданно нагрянувшая весна. Берлинцы дружно высыпали на улицы, сбросив пальто и облачившись в футболки. К фестивальному дворцу они пришли в красных шарфах и широкополых шляпах, напоминавших привычный комплект многолетнего директора фестиваля Дитера Косслика. В руках они держали таблички со словами: «Спасибо, Дитер». Так город прощался с человеком, возглавлявшим фестиваль с 2002 по 2019 год. На церемонии показали небольшой фильм о нем, напомнивший этапы большого пути с участием Жерара Депардье, устроившего в 2016 году цирк на звездной дорожке - он в одну минуту сорвал с Косслика очки, шляпу, пальто и надел на себя. Продержаться 18 лет на директорском посту такого сложного предприятия, как Берлинале, вряд ли кому-то еще удастся. Журналисты, наблюдавшие за трансляцией в другом здании, тоже зааплодировали Косслику.

Началась церемония с печальной ноты. На экране появился портрет покинувшего этот мир в день закрытия Берлинале демонического швейцарского актера Бруно Ганца. Ему было 77 лет, и он навсегда останется в памяти, прежде всего, как Ангел Дамиэль в знаковом для Германии фильме «Небо над Берлином» Вима Вендерса. Его Виргилий из «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера, Якоб из «Пыли времени» Тео Ангелопулоса, Гитлер из «Бункера» Оливера Хиршбигеля – уникальные роли, сыгранные на границе миров.

Никогда так долго не выступали лауреаты, выходившие группами и кое-как одетыми. Никакого лоска и стиля. Берлинале – демократичный фестиваль, но всему есть предел. Победители плакали, закрывали лица руками от внезапно нахлынувшей радости. Дважды прозвучали русские слова во время представления конкурсных картин: наша родимая попса из «Доброты незнакомцев», где гудел русский ресторане Нью-Йорка, и имя Сталина, упомянутое в «Мистере Джонсе», действие которого происходит в СССР. Вот и все российское присутствие в день закрытия.

Жюльет Бинош - президент жюри. Фото: пресс-служба Берлинале.

Жюльет Бинош от лица жюри, высказала сожаление по поводу вынужденного отсутствия в программе «Одной секунды» китайского режиссера Чжана Имоу. Тем самым она подтвердила, что сняли фильм не по техническим причинам, как было заявлено, а по вине китайских чиновников и их цензурной экспансии. И тут жюри сделало сомнительный ход конем, наградив двух актеров из другой китайской картины «Так долго, мой сын» Ван Сяошуая – Вань Цзиньчуна и Юн Мэй. Они сыграли супругов, у которых утонул сын, но они воспитали приемного ребенка, давшего им потом прикурить. Дважды показали кадры, где несчастные родители сидят у могилы и закусывают – при вручении «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль, а потом и за женскую. Получилось комично. Сама картина вполне заурядная, и тоже о последствиях культурной революции, как у Имоу, но их интерпретация в данном случае больше устроила китайских цензоров.

Китайские актеры Вань Цзиньчун и Юн Мэй в фильме «Так долго, мой сын». Фото: пресс-служба Берлинале.

Гран-при получил фильм «Милостью божьей» французского режиссера Франсуа Озона, рассказывающий о преступлениях католического священника-педофила Бернара Прейна, совратившего 70 мальчиков. Так продолжалось до 2016 года, и церковь закрывала на все глаза. В начале марта состоится судебный процесс по этому делу. Победа Озона на Берлинале станет существенным обстоятельством, после которого уже нельзя будет замять скандал. Фильм важный с социальной точки зрения, но не имеет ничего общего с чувственными и пограничными картинами Озона, которые сделали его явлением в кино.

Кадр из фильма-победителя "Синонимы". Фото: пресс-служба Берлинале.

За лучший сценарий отметили «Пираньи» итальянца Клаудио Джованнези и его соавторов, один из которых – автор знаменитого романа «Гоморра» Роберто Савиано. Теперь речь идет о пятнадцатилетних подростках, осваивающих огнестрельное оружие. За артистические достижения наградили оператора Расмуса Видебека, работавшего на картине «Угоняя лошадей» норвежца Ханса Петтера Муланда. «Серебряный медведь» за режиссуру остался в Германии. Его получила Ангела Шанелек за фильм «Я была дома, но…» опять-таки о трудностях подросткового возраста, ставших знаменем нынешнего Берлинале.

Лучшим документальным фильмом уже другое жюри признало «Разговор о деревьях» дебютанта из Судана Сухейба Гасмельбари, рассказавшего о попытках возродить уничтоженные кинотеатры в своей стране. Строительство мечетей там считается важнее кино, и пожилые суданские режиссеры, лишенные возможности заниматься профессией, пытаются противостоять варварским временам. После награждения они темпераментно рассказывали журналистам о наболевшем. Все это навеяло ассоциации с нашей культурной политикой, насаждающей ограничения, способные убить лучшее.

«Золотого медведя» за достижения в мировом кино получила на Берлинале британская актриса Шарлотта Рэмплинг. Ради такого события в Берлин приехала 86-летняя Лилиана Кавани, снявшая ее когда-то в «Ночном портье».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27907 от 18 февраля 2019

Заголовок в газете: «Золотой медведь» для обнаженных варваров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру