Выставку «Афишемания» открывает плакат с изображением танцовщицы кабаре. Автор, однако, не Анри Тулуз-Лотрек — сегодня самый знаменитый рекламщик и бытописатель жизни актрис «легкого жанра», — а Леонетто Каппьелло. В ХХI столетии немногим знакомо это имя, но в начале ХХ в. он считался гением рекламы (Лотрек же снискал широкое признание только после смерти). С этого плаката, сделанного в 1899 г. для газеты «Фру-Фру», началась его слава, и неслучайно она открывает выставку французской рекламы рубежа ХIХ–ХХ вв. Образы эффектных женщин стали локомотивом рекламного прогресса того времени. Первый зал целиком и без остатка отдан дамам.
Большая часть плакатов здесь создана Жюлем Шере — одним из основоположников плакатной рекламы. Сам художник вдохновлялся искусством прошлого — барокко и рококо, что легко прочитать в его образах. За это Эдуард Мане величал его «современным Ватто». Техника цветной печати Шере стала поистине революционной. Он придумал набрызгивать на литографический камень, с помощью которого делался оттиск, сразу несколько красок. Делал это металлической щеткой. «Он набрызгивал краску цветовыми областями, создавая эффект слияния и взаимопроникновения цветов. Техника Шере послужила толчком к развитию пуантилизма», — поясняет куратор выставки Ирина Никифорова. Если приглядеться, можно заметить эти мелкие цветные точки, из которых складывается общая картина. Схожий метод в живописи применял Жорж Сера, который дружил с Шере.
Еще один революционер плакатного искусства — Альфонс Муха. Уроженец маленького города в Южной Моравии начинал свою карьеру как театральный художник. Потом расписывал замок графа Куэн-Беласси, который в благодарность согласился оплачивать учебу Мухи в парижской Академии Жюлиана. Она давалась ему с трудом. А когда граф покончил с собой, художник остался без средств и стал зарабатывать изготовлением плакатов, ресторанных меню, приглашений и визитных карточек. Кстати, какое-то время он делил мастерскую с Ван Гогом. Жизнь Альфонса изменилась, когда в 1894 г. он получил заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой Сары Бернар. Актрисе так понравилась работа художника, что вскоре по ее настоянию тот стал главным декоратором театра «Ренессанс». Кое-то время они были любовниками. Муха сделал еще много афиш к спектаклям Бернар, но важнее другое. Благодаря актрисе он получил билет в жизнь и стал создателем целого стиля, полного грациозности и чувствительности, при этом исполненного до предела каллиграфично. Его так и называли – «стилем Мухи». С именем мастера плаката связывают расцвет ар-нуво. На выставке можно увидеть лучшие плакаты Альфонса, на многих из которых изображена Сара Бернар. Им отведен отдельный зал.
Кажется, французы видят сексуальность во всем. Даже в рекламе велосипедов с революционными для тех дней надувными камерами — художник Эрнест Монто проводит параллель с женским телом. Эти афиши еще и свидетели эпохи — они отражают появление новых технологий, будь то шины или печатные машинки. Впрочем, не только женственность правила рекламой, но и алкоголь. Здесь пьют все — даже малые дети. Разносчик вина способен унести 18 бутылок в одной руке — каково?! А употребив черешневый ликер, превратишься в нечто среднее между Пьеро и героем картины Мунка «Крик» (в чем убеждает реклама Гюстава Анри Жоссо). Французские рекламщики, однако, любили не только алкоголь и женщин. Уже тогда котики вошли в тренд. Мимимишные создания — отличное подспорье, например, для рекламы молока: на одном из плакатов его пьет девочка в окружении усатых-полосатых, которые так и лезут к блюдцу. И это далеко не единственный пример с котиками. А завершается выставка плакатами Тулуз-Лотрека — как же без него. Но рассказ о них выйдет за пределы дозволенного в печати, так что лучше прийти и посмотреть «живьем».
Разглядывая эффектные афиши, важно замечать не только темы и приметы времени, но способы подачи: яркие чистые цвета, ставшие предтечей искусства авангарда, упрощение композиции, более читаемый в сравнении с живописью начала века сюжет. Рекламный бум требовал нового подхода к изображению — эта революция захватила и другие виды искусства.