В Пушкинском музее показали революционные плакаты

Французы даже упругость велосипедных камер умудрялись показать через женские формы.

Оказавшись на выставке «Афишемания» в Галерее стран Европы и Америки ХIХ–ХХ вв., понимаешь, как скучно сегодня мы живем. И реклама нынче чинная и благородная. То ли дело на рубеже ХIХ–ХХ вв., когда во Франции тиражные афиши только входили в моду. Французы даже упругость велосипедных камер умудрялись показать через женские формы. Что уж говорить об афишах «Мулен Руж» или книги Лео Таксиля «Любовницы папы Пия IX». Впрочем, наружная реклама вековой давности революционна не только своим содержанием, но и формой — художественные приемы, использованные в афишах, стали толчком для переворота в искусстве в целом.

Французы даже упругость велосипедных камер умудрялись показать через женские формы.

Выставку «Афишемания» открывает плакат с изображением танцовщицы кабаре. Автор, однако, не Анри Тулуз-Лотрек — сегодня самый знаменитый рекламщик и бытописатель жизни актрис «легкого жанра», — а Леонетто Каппьелло. В ХХI столетии немногим знакомо это имя, но в начале ХХ в. он считался гением рекламы (Лотрек же снискал широкое признание только после смерти). С этого плаката, сделанного в 1899 г. для газеты «Фру-Фру», началась его слава, и неслучайно она открывает выставку французской рекламы рубежа ХIХ–ХХ вв. Образы эффектных женщин стали локомотивом рекламного прогресса того времени. Первый зал целиком и без остатка отдан дамам.

Большая часть плакатов здесь создана Жюлем Шере — одним из основоположников плакатной рекламы. Сам художник вдохновлялся искусством прошлого — барокко и рококо, что легко прочитать в его образах. За это Эдуард Мане величал его «современным Ватто». Техника цветной печати Шере стала поистине революционной. Он придумал набрызгивать на литографический камень, с помощью которого делался оттиск, сразу несколько красок. Делал это металлической щеткой. «Он набрызгивал краску цветовыми областями, создавая эффект слияния и взаимопроникновения цветов. Техника Шере послужила толчком к развитию пуантилизма», — поясняет куратор выставки Ирина Никифорова. Если приглядеться, можно заметить эти мелкие цветные точки, из которых складывается общая картина. Схожий метод в живописи применял Жорж Сера, который дружил с Шере.

Еще один революционер плакатного искусства — Альфонс Муха. Уроженец маленького города в Южной Моравии начинал свою карьеру как театральный художник. Потом расписывал замок графа Куэн-Беласси, который в благодарность согласился оплачивать учебу Мухи в парижской Академии Жюлиана. Она давалась ему с трудом. А когда граф покончил с собой, художник остался без средств и стал зарабатывать изготовлением плакатов, ресторанных меню, приглашений и визитных карточек. Кстати, какое-то время он делил мастерскую с Ван Гогом. Жизнь Альфонса изменилась, когда в 1894 г. он получил заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой Сары Бернар. Актрисе так понравилась работа художника, что вскоре по ее настоянию тот стал главным декоратором театра «Ренессанс». Кое-то время они были любовниками. Муха сделал еще много афиш к спектаклям Бернар, но важнее другое. Благодаря актрисе он получил билет в жизнь и стал создателем целого стиля, полного грациозности и чувствительности, при этом исполненного до предела каллиграфично. Его так и называли – «стилем Мухи». С именем мастера плаката связывают расцвет ар-нуво. На выставке можно увидеть лучшие плакаты Альфонса, на многих из которых изображена Сара Бернар. Им отведен отдельный зал.

Кажется, французы видят сексуальность во всем. Даже в рекламе велосипедов с революционными для тех дней надувными камерами — художник Эрнест Монто проводит параллель с женским телом. Эти афиши еще и свидетели эпохи — они отражают появление новых технологий, будь то шины или печатные машинки. Впрочем, не только женственность правила рекламой, но и алкоголь. Здесь пьют все — даже малые дети. Разносчик вина способен унести 18 бутылок в одной руке — каково?! А употребив черешневый ликер, превратишься в нечто среднее между Пьеро и героем картины Мунка «Крик» (в чем убеждает реклама Гюстава Анри Жоссо). Французские рекламщики, однако, любили не только алкоголь и женщин. Уже тогда котики вошли в тренд. Мимимишные создания — отличное подспорье, например, для рекламы молока: на одном из плакатов его пьет девочка в окружении усатых-полосатых, которые так и лезут к блюдцу. И это далеко не единственный пример с котиками. А завершается выставка плакатами Тулуз-Лотрека — как же без него. Но рассказ о них выйдет за пределы дозволенного в печати, так что лучше прийти и посмотреть «живьем».

Разглядывая эффектные афиши, важно замечать не только темы и приметы времени, но способы подачи: яркие чистые цвета, ставшие предтечей искусства авангарда, упрощение композиции, более читаемый в сравнении с живописью начала века сюжет. Рекламный бум требовал нового подхода к изображению — эта революция захватила и другие виды искусства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру