На «Золотую маску» привезли 100 воронежцев с их проблемами

Зрителей заставили задуматься об исчезновении черепах и мусоре

15.03.2019 в 18:36, просмотров: 3321

В конкурсе фестиваля «Золотая маска», проходящего в Москве, участвует документальный спектакль «100% Воронеж», построенный на статистических исследованиях. На сцену выходят не актеры, а люди разных профессий — от мастера маникюра до банковского служащего. Их сотня, и все они — жители Воронежа. Так что каждый из участников спектакля олицетворяет один процент населения города-миллионника.

На «Золотую маску» привезли 100 воронежцев с их проблемами
Фото: goldenmask.ru

Они разные по возрасту (от 5 и до 85+), полу (на 56 женщин приходится в городе 44 мужчины, поэтому и перед нами та же пропорция), национальности (преобладают русские, затем идут украинцы, евреи, азербайджанцы, один узбек, родившийся в Туркмении). Кастинг продолжался пять месяцев, а начался с девушки-социолога, которая и появляется на сцене под номером 1. Каждый последующий участник проекта по цепочке привлекал своего знакомого или родственника, пока не набралась сотня. Получился Воронеж в миниатюре. Все участники спектакля родились в разных местах. Коренное население города составляет только 45 процентов. Люди очень разные, многие запоминаются, как колоритный азербайджанец Мусалим Мамедов, прошедший Афганистан, для которого Воронеж стал родным. Обсуждают, как на народном вече, самые разные вопросы, а ответы на них вызывают мгновенную реакцию зала, в котором оказались не только москвичи и воронежцы, но, к примеру, и жители Тюмени. Не зря же одна девушка из партера поинтересовалась, как присутствующие на сцене относятся к Тюмени. Кто-то сравнивает свою жизнь с московской, жалуется на скромные средства, но при этом выясняется, что все не так плохо в Воронеже. Люди путешествуют в дальние страны и континенты, вплоть до Амазонки. Поддерживает разговоры непрофессиональных актеров воронежская группа «The Sheepray».

«100% Воронеж» стал первым в России, созданным по образу и подобию других постановок, начавшихся с проекта «100% Берлин» 2008 года. За столицей Германии последовали Лондон, Вена, Кельн, Копенгаген, Амстердам, Париж, Марсель, Токио, Филадельфия, Монреаль, Мельбурн. Все они созданы немецкой компанией «Rimini Protokoll» (режиссерская группа — Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель), работающей на ниве документального театра. В нашем случае к ней присоединился Платоновский фестиваль, проходящий в Воронеже под художественным руководством режиссера Михаила Бычкова.

Кто-то из участников проекта задает вопрос: «Плакали ли вы вчера?» Тут же в группу собираются дети, а их несколько — дошкольного и школьного возраста, примыкают к ним чувствительные взрослые. И такое броуновское движение происходит на протяжении всего спектакля. Но это самый безобидный вопрос. Пенсионеры бодрые и активные, но один из них вызовет в зале негодование, высказав мысль о необходимости вернуть Волгограду имя Сталинград. «Позор!» — понесется в его адрес. Одна уз участниц проекта — молодой журналист — обратится к землякам с вопросом, что они думают о судьбе Кирилла Серебренникова и надо ли его освободить от домашнего ареста. Отреагирует весь зал, встав в знак солидарности и во главе с президентом «Золотой маски» Игорем Костолевским.

Фото: goldenmask.ru

Под двумя табличками «Я» и «Не я» участники проекта будут группироваться, отвечая положительно или отрицательно на вопросы, включая и тот, что требовал оценки деятельности президента Путина. «Считаете ли вы братским украинский народ?» — этот вопрос вызвал самую единогласную реакцию: 99 процентов ответили положительно, и только один из участников их не поддержал, поскольку считает, что в принципе нет братских или не братских народов. Услышав «Меня не будет через 10 лет» (а дальше — 20, 30 лет и так до ста), две самые пожилые участницы проекта сделали шаг вперед. Больше 10 лет они не проживут. А через 100 не останется никого из нас. И выход в этот момент всех присутствующих в круг стал самым трогательным в спектакле: нас всех не будет. Мы всего лишь люди, нам отпущен краткий срок, и надо об этом помнить. А потом опять взялись за сиюминутное. Многие боятся ходить по городу поздно вечером и, как выясняется, ложатся рано спать, кроме одного из участников, предпочитающего развлекаться до утра. Зато Воронеж встает раньше Москвы.

В 2015 году в конкурсе «Золотой маски» участвовал спектакль «День города» воронежского Камерного театра в постановке Михаила Бычкова. Он был построен на разговорах воронежцев, но тогда на сцену выходили профессиональные актеры. Возникал портрет города, где пришлой цыганке Воронеж представлялся средоточием злых людей, а кто-то видел его совсем другим. И тогда, и теперь город становился микромоделью и в то же время целой Вселенной, в которой отражались многие проблемы мира, но каждый проживал свою персональную жизнь.

Во внеконкурсной программе «Маска плюс» показали еще один особенный спектакль — «Лицо земли» петербургского ТЮЗа им. Брянцева. Актеры, намеренно лишенные индивидуальности. Они одеты в униформу и напоминают андроидов. А сама акция призвана констатировать наше варварское отношение к природе. Пока идет спектакль, где-то на Земле исчезает подвид редкого зверя. Мы видим на экране гигантскую черепаху по имени Джордж, но его уже нет. Вымерли все его собратья. И это результат деятельности человека. Утка погибает, проглотив колпачок от какого-нибудь спрея, а каждый пластиковый пакет не разлагается десятки, а то и сотню лет, окончательно разрушая окружающий нас мир. Спектакль поставлен Евгенией Сафоновой в виде лекции, текст которой написан Асей Волошиной. Слова прерывает то появление гигантских мышей, то проекция на экране. Планета в опасности, и подростки, которым в первую очередь адресован спектакль, замирают от неожиданности информации и ее подачи. Человек — вот главное зло. Каждый из нас ежеминутно и безответственно разрушает Вселенную. Экологическая катастрофа не за горами. Как выяснится из спектакля о воронежцах, а они сколок любого другого города, все это не так уж и сильно заботит человечество. До таяния ледников никому нет дела. Хотя вывоз мусора занимает наши умы. А каждый четвертый житель Воронежа (читай — любого другого города в той или иной пропорции) недоволен стратегией городского благоустройства. Актеры из Петербурга демонстрировали научные эксперименты, производили физические и химические опыты на сцене, наглядно демонстрируя тот ад, в который мы все летим. Театр выбирает путь социальной активности.