Сотрудник КГБ рассказал, почему ведомство интересовалось Этушем: провокации студентов «Щуки»

Во время встречи актер заговорил «по-сааховски»

Бывший офицер 5-го «идеологического» Управления КГБ СССР Дмитрий Ковалев: «Запомнилось, что на рабочем столе Владимира Абрамовича стояло изречение из Молитвы о душевном покое»

Во время встречи актер заговорил «по-сааховски»

Подошел уже 9-дневный срок со дня, когда скончался Владимир Этуш. Но смерть любимого артиста продолжает будоражить, люди вспоминают об эпизодах, связанных с замечательным мастером сцены. Одной из выдающихся «ролей» Владимира Абрамовича была его многолетняя работа ректором Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина. Именно благодаря этой должности актеру пришлось однажды пережить визит сотрудника Комитета госбезопасности.

– В моей рабочей тетради сохранились записи, имеющие отношение к Владимиру Абрамовичу Этушу, – рассказывает полковник в отставке, бывший сотрудник 5-го «идеологического» Управления КГБ СССР Дмитрий Ковалев, курировавший в свое время в том числе и многих деятелей культуры и искусства. – С этим великим актером мне пришлось встретиться в конце 1987 года в его кабинете ректора «Щуки».

– Неужели Этуш чем-то проштрафился на посту руководителя столь знаменитого учебного заведения?

– Нет, дело тогда было не в нем, а в его подопечных. По линии московского управления КГБ оказались задержаны несколько студентов «Щуки» – «за участие в мероприятиях политически вредной направленности». В соответствии с практикой советских времен, подобный инцидент не мог остаться без последствий. Предстояло серьезное разбирательство и, как минимум, исключение ребят из вуза. Однако на сей раз – как-никак в стране идет Перестройка, – руководство нашего Пятого управления приняло решение профилактировать провинившихся, и сделать это через ректорат училища. – Была тогда в Комитете госбезопасности такая форма профилактики. Ну а выполнить задание поручили вашему покорному слуге.

Владимир Абрамович принял меня очень радушно. Запомнилось, что на его рабочем столе в кабинете стояло изречение из Молитвы о душевном покое: «Боже, даруй мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого.»

Этуш внимательно выслушал меня. Сразу вошел в тему, определил, как ему надо поговорить с «отличившимися» студентами: по-отечески… Знаменитый актер был уверен, что его подопечные влипли в неприятную историю случайно, по собственному недоумию и… Стал возмущаться совершенно «по-сааховски»! – Помните, как в «Кавказской пленнице», когда незадачливый жених товарищ Саахов выскочил из комнаты невесты, облитый шампанским и со сломанной гвоздичкой за ухом? «Это!.. Это!.. Хулиганство какое-то, – не скрывал эмоций ректор. – Ну я им!..»

В том реальном случае до прокурора, в отличие от фильма, дело не дошло. Этуш, действительно, реально спас от больших неприятностей своих студентов, за которых он всегда очень переживал… Спасибо ему за это!

Умер Владимир Этуш: редкие фотографии великого артиста

Умер Владимир Этуш: редкие фотографии великого артиста

Смотрите фотогалерею по теме

К слову сказать, довелось мне слышать от старших коллег по службе и историю, связанную с одним из самых ярких персонажей, сыгранных Этушем в кино, – тем самым товарищем Сааховым.

Тогда, в 1966-м, настоящие баталии разгорелись вокруг этого весьма скандального по тем временам персонажа. «Протолкнуть» такого «героя» на экран через все «инстанции», через цензоров было очень непросто. Еще бы: советский руководитель районного масштаба похищает невесту!.. Но дополнительные проблемы у режиссера Леонида Гайдая возникли с фамилией безнравственного похитителя.

В первоначальном варианте сценария он фигурирует, как товарищ Охохов. Например, должна была в известной сцене прозвучать такая фраза дяди Джабраила, сыгранного Фрунзиком Мкртчяном: «Либо ты выйдешь женой товарища Ох… Ох, такого жениха!..» Однако, по закону подлости, у этого экранного героя обнаружился реальный однофамилец, да еще какой! – Фамилию Охохов носил один из весьма «весомых» работников Министерства культуры! Естественно, от Гайдая потребовали персонаж фильма переименовать. Как потом вспоминал сам Леонид Иович, ему не нравились варианты, предложенные авторами сценария, и в конце концов он сам придумал для отрицательного героя, сыгранного Владимиром Этушем, фамилию Саахов. Но и здесь нашелся «криминал»...

– Так ведь нет уже никакого намека на минкультовского чиновника...

– Зато обнаружились иные «параллели». Оказывается, выбор Гайдая был не случаен. Созвучную фамилию – Сааков, – носил тогдашний секретарь парткома киностудии «Мосфильм», из-за которого режиссеру не разрешили выехать за границу: этот партийный начальник не дал Гайдаю положительную характеристику. Видимо, Леонид Иович решил таким оригинальным образом отомстить своему обидчику. Но искусный прием не прошел: руководство студии заметило, что незадачливому антигерою из кинокомедии дали фамилию, подозрительно похожую на ту, что носит важный партийный чиновник. На киностудии разгорелся скандал, кинокартину могли закрыть.

Ситуацию спас снимавшийся в «Кавказской пленнице» Юрий Никулин. Он пробился на прием к министру культуры СССР Фурцевой. Вникнув в ситуацию, она возмутилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте – 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым?..» «Железная леди» Советского Союза моментально разрешила конфликт, позвонив директору «Мосфильма». В итоге главный злодей комедии так и остался Сааховым.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру