В «Геликоне» завершился конкурс молодых режиссеров «Нано-Опера»

Нано-режиссеры атаковали большую оперу

24.05.2019 в 16:52, просмотров: 4242

Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» в четвертый раз прошел в «Геликон-опере». Уникальный конкурс, придуманный Дмитрием Бертманом, открывает фантастические возможности режиссерам, дебютирующим в жанре музыкального театра, помогает раскрыть свой потенциал и получить шанс реализовать талант и умения в лучших театрах мира. В жюри конкурса входят режиссеры и интенданты крупнейших театров России и мира, которые могут предоставить самым интересным лауреатам право постановок на прославленных оперных сценах. Вот уже второй раз конкурс идет в прямой трансляции на канале Культура с высочайшими рейтингами. Опера, жива, опера молода, опера любима – таким мог бы быть слоган этого конкурса.

В «Геликоне» завершился конкурс молодых режиссеров «Нано-Опера»
Дмитрий Бертман. Фото: Ирина Шымчак

Имена членов жюри повергают в немое восхищение: Кристина Шепельман, гендиректор барселонского Лисеу и Оперного театра в Сиэтле, Кристоф Майер, гендиретор Немецкой оперы в Дюссельдорфе и Дуйсбурге, Шелл Энглунд, директор Норрландз Опера, Швеция, Даниэль Крамер, худрук Английской национальной оперы, Валерио Тура, художественный консультант Нового национального театра Токио. Эти люди не только оценивают участников, но и могут обеспечить каждому из них головокружительную карьеру. Россию в жюри также представляют мощные лидеры – Александр Титель (МАМАТ), Георгий Исаакян (театр Н. Сац), Вячеслав Стародубцев (НОВАТ), Сергей Бобров (Красноярская Опера) и сам Дмитрий Бертман – худрук «Геликона».

Атмосфера царит просто удивительная. Один за другим 13 участников выходят в первом туре, где должны за 10 минут показать репетицию, на которой они ставят оперную арию. Конкурсантка из Великобритании Рэйчел Хьювер ставит на краешек стола, за которым восседает жюри, бюстик Дворжака: она показывает работу над арией Русалки из оперы чешского композитора. На второй день – работа над дуэтами – Рэйчел выходит с бюстиком Бизе ( демонстрирует репетицию дуэта из «Кармен»). Но, увы, миниатюрные скульптуры великих композиторов не помогают британской участнице: ей приходится покинуть конкурс после второго тура. Елизавета Корнеева вооружает героинь оперы Чайковского «Мазепа» - Любовь Кочубей и Марию – топором и пистолетом. И жюри пропускает ее на третий тур – на всякий случай. А участник третьего тура Михаил Сабелев в постановке массовой сцены из оперы «Кощей Бессмертный» – инструктирует хор: «Тенора, вы упыри, как и договорились.»

Условия очень жесткие: в первом туре отсеиваются трое, во втором еще трое. К третьему этапу, когда участники показывают работу над хоровыми сценами, их остается семеро. И все же конкурс больше похож не на обычный конкурсный «отстрел», а на своеобразную лабораторию. После каждого показа члены жюри комментируют работу участников в их присутствии, дают советы, рекомендации. Молодые ребята из разных стран – Аргентины, Испании, Италии, Израиля, Кубы, России, Украины – слушают внимательно и все мотают на ус. С каждым днем они заметно растут: опыт, который они получают здесь, даже если им не суждено стать победителями, бесценен. Режиссеры имеют дело только с музыкой – партию оркестра безупречно исполняют замечательные пианисты «Геликона» - и артистами. Ни костюмов (все исполнители одеты в одинаковые красные майки), ни декораций – их функцию выполняют деревянные кубы разной формы, ни театрального света, ни грима. Спрятаться абсолютно не за что. Впрочем…

Фото: Ирина Шымчак

Нельзя забывать, что конкурсантам выпало счастье работать с солистами «Геликон-оперы». Которым, кажется, вообще уже не нужен режиссер – настолько они самодостаточны, профессиональны и абсолютно свободны от оперных штампов. Ксения Вязникова, Юлия Щербакова, Михаил Никаноров, Лидия Светозарова, Елена Семенова, Вадим Заплечный, Лариса Костюк, Елена Михайленко – все эти замечательные артисты самоотверженно окунулись в работу молодых режиссеров, не всегда удачную, иногда авантюрную, но непременно увлеченную и искреннюю.

Первые конкурсы «Нано-Опера» вывели на арену режиссеров, которые теперь составляют ядро современной оперной режиссуры. Многие из них возглавляют театры, получают театральные премии, ставят спектакли по всей России. Филипп Разенков, Алексей Франдетти, Павел Сорокин, Екатерина Василева, Дмитрий Белянушкин, Дмитрий Отяковский – далеко не полный список тех, кто сегодня «делает» оперу.

И вот теперь настал черед нового поколения победителей. Ими стали:

Михаил Сабелев, ученик Римаса Туминаса и Ивана Поповски (Третья премия), итальянец Стефано Симонэ Пинтор, разделивший Вторую премию с ученицей Георгия Исаакяна Елизаветой Корнеевой, и лауреат Первой премии Ляйсан Сафаргулова, также студентка мастерской Туминаса – Поповски. Ляйсан очаровала буквально всех: она получила приз зрительских симпатий телеканала «Культура», приз медиа-жюри, а также ряд спецпризов от отдельных членов обоих жюри – медиа и основного. Не остались без призов даже те участники, которые «вылетели» с первого и второго тура. Англичанка Рейчел Хьювер получила предложение от Георгия Исаакяна поставить спектакль в театре имени Н. Сац (помогли все-таки бюстики композиторов!), а Андрей Гуцов, участник из Киева, которому выпала нелегкая роль открывать конкурс и который не прошел на второй тур, получил приглашение на стажировку в «Геликоне».

Газета «Московский комсомолец», традиционно представленная на конкурсе в медиа-жюри, продолжает развивать ноу-хау, спонтанно родившееся не предыдущем конкурсе – а именно присуждать приз тому конкурсанту, которой вызвал своими работами самые противоречивые и даже негативные впечатления. На этот раз выбор «МК» пал на Елизавету Корнееву, ставшую лауреатом Второй премии и обладателем контракта на работу в Красноярском оперном театре. Яркая, властная девушка из Иркутска с радикальными представлениями об оперной режиссуре и сибирским характером, станет героиней интервью, которое появится в ближайших номерах «МК».