На выставке Аси Феоктистовой появился выход в Зазеркалье

В Москве открылся вход в иное измерение

«Как может быть звезда далеко, если она в твоей голове?» — задается риторическим вопросом художник Ася Феоктистова. Для нее космос — нечто большее, чем пространство вокруг нашей планеты, это вселенная эмоций и чувств, отношений между людьми и предметами. Даже в обычной чашке можно увидеть планету, если приглядеться. Свое видение художник представила во Всероссийском музее декоративного искусства на выставке «Подробности космоса».

В Москве открылся вход в иное измерение

На фоне черных стен масштабные полотна Аси Феоктистовой смотрятся особенно эффектно. Каждый зал — это история. Более того — целая философия. Вот «История белого букета». Однажды в мастерскую художника принесли букет пионов. Ася написала все этапы его бытия: вот раскрылись бутоны, потом цветы начали увядать, а затем лепестки стали осыпаться. Казалось бы, что может быть естественней? Но именно в закономерности природы, написанной чувственными мазками на холстах размером 2 на 2 метра, можно увидеть вселенную. Андрей Тарковский говорил: «Бесконечность нельзя выразить словами». Но живопись глубже, многограннее и насыщенней любых слов. Ася Феоктистова видит ее в простых вещах — и то, как она изображает привычные предметы, позволяет и зрителям прикоснуться к вселенной, вступить в диалог с бесконечностью.

Для художника важны не только обыденные предметы как источник вдохновения и философских поисков, но и воздух между ними. Это наглядно можно ощутить в зале «Простые предметы». Здесь мы находим кормящую мать, сидящую в ярком красном платье на белом кресле. Чувствуется, что воздух вокруг нее наполнен нежностью и любовью, он становится самостоятельным героем произведения. Он же наполняет натюрморты с чашками, бутылками и морскими раковинами. В этих работах чувствуется связь с философией «белого на белом» художника и теоретика искусства Владимира Вейсберга. Он говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Когда он заторможен нашими ограниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Живопись Феоктистовой вызывает именно ощущения, понимание приходит через них.

Так происходит и с циклом «Уровень воды», занимающим отдельный зал. Бурный поток водопада, блики воды в стекле, девочка, переходящая глубокую лужу, трава, напитанная влагой, — все эти сюжеты о наполненности человека и мира. «Уровень воды» — это мистическое измерение, не зависящее от нас», — уверена Ася. И правда, человек на 90% состоит из воды. Реки, океаны, моря, облака — все это определят микрокосмос на нашей планете. Погода влияет на наше настроение. На плодородность земли. А сколько выражений, связанных с водой мы используем, даже не задумываясь: «Седьмая вода на киселе», «В одну реку не зайти дважды», «Вода камень точит»… Так же не задумываемся мы о том, что главное — в простоте. Нашей наполненности самыми простыми и неизмеримо важными эмоциями, такими как любовь, умиротворение, созерцание. Что может быть важнее ожидания лета, запаха свежей сирени, мирного сна ребенка?

Особый и самый большой зал занимают масштабные полотна, наполненные необыкновенной энергией и силой. Здесь, например, есть Собор Парижской Богоматери, объятый пламенем. Стены храма раскалены докрасна — картина стала ярким отражением трагедии, потрясшей миллионы людей. «Каждый человек сердцем пытался погасить огонь…» — говорит Феоктистова. Напротив огненного собора вулкан Асо — один из крупнейших в Японии. Родители нарекли Асю именно в честь этого вулкана, и теперь каждый раз, когда он извергается, ее охватывает волна вдохновения. Как признается художник, в эти моменты живопись получается наиболее экстравагантной и даже брутальной. В этом можно убедиться, глядя на изображение Нотр-Дама. По странному стечению обстоятельств, вулкан извергался как раз во время пожара во Франции, тогда же писала свое полотно Феоктистова.

Этот зал продолжается главной работой выставки под названием «Космос». Инсталляция из восьми холстов позволяет почувствовать живопись изнутри — войти в нее в прямом смысле слова. Для этого в полотнах есть отверстия. Они намеренно сделаны небольшими, чтобы зритель мог почувствовать себя как Алиса, попавшая через кроличью нору в Страну чудес. Оказавшись внутри живописи, мы слово проникаем в мысли художника, чувствуем его творческие поиски. Вообще-то, все работы на выставке можно трогать, и они специально выставляют нагими, то есть без рам. Но в «Космосе» контакт с живописью становится абсолютным. Ощущения действительно космические. В центре него находится своего рода «белый куб» — метафорический чистый лист, с которого начинается любая картина. Затем из белоснежного пространства снова попадаешь в буйство цвета. Еще несколько «переходов» — и выходишь в музейном зале, где представлен результат творческих поисков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру