Обнаружена самая дорогая картина в мире: «Спаситель» всплыл на яхте

Полотно Леонардо да Винчи оказалось у саудовского принца

11.06.2019 в 12:15, просмотров: 8037

Загадочная история «Спасителя мира» – картины, которая приписывается кисти Леонардо да Винчи, – наконец, получила продолжение. Месяцами арт-сообщество гадало, куда же делась работа стоимостью $450 миллионов – след картины потерялся в Цюрихе, откуда она должна была отправиться в Новый Лувр в Абу-Даби, но до музея «Спаситель мира» так и не доехал… И вот чудо: работа нашлась на мегаяхте ее владельца – наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда.

Обнаружена самая дорогая картина в мире: «Спаситель» всплыл на яхте

Как и предполагал «МК», любое продолжение истории «Спасителя» станет сенсацией. Так и произошло.

Источники арт-агентства Artnet, сообщают, что работа находится на 134-метровой яхте Serene саудовского принца, который и картину в ноябре 2017-го на нью-йоркском аукционе Christie’s. Заметим, что сама яхта стоит не дешевле скандальноизвестной картины: судно, некогда принадлежавшее водочному магнату Юрию Шефлеру, входит в десятку самых роскошных яхт в мире. Говорят, Билл Гейтс однажды арендовал ее на неделю за €3,75 млн евро.

К тому же стало известно, что планы насчет экспонирования работы изменились – теперь картину собираются выставить не в Абу-Даби, а в культурном центре в провинции Эль-Мадина, который только собираются построить. Место это находится близ Медины – святого города мусульман.

Напомним, что картина «Спаситель мира» долгое время считалась подражанием ученика Леонардо Джованни Больтраффио и была продана в 1958 году за смешные 45 фунтов стерлингов. Однако в 2008 году собралась коллегия искусствоведов и признала изображение Христа с хрустальным шаром произведением да Винчи. Причем, мнение было не единогласным: двое высказались «за», один «против», двое воздержались. Несмотря на то, что авторство знаменитого итальянца до сих пор считается спорным, нельзя отрицать того факта, что современная история старинной картины сделала ее легендарной. Теперь, даже если выяснится, что искусствоведы ошиблись, она все равно останется таковой. Если (или когда) работа вновь будет явлена свету, наверняка, толпы туристов захотят посмотреть на доску из грецкого ореха, ради которой богачи были готовы расставаться со своими миллионами. Впрочем, не исключена вероятность того, что работу так никогда и не покажут, ведь, если это все-таки подражание Больтраффио, то вряд ли саудовский принц захочет признать себя обманутым.

Владимир Богданов, специалист по инвестициям в искусство, согласен с доводами «МК»:

– Почему яхта? У меня такое ощущение, что в работу над репутацией картины наконец-то включились специалисты по антикризисным коммуникациям. «Спаситель мира» уже много лет существует в ситуации сильно информационного давления. Сначала у экспертов не было однозначного консенсуса по вопросу подлинности обретенного «Леонардо за 45 фунтов». Потом он стал частью сделки Рыболовлева дилера Бувье, сотрудничество которых закончилось скандалом. Затем картина была куплена по слухам саудовским принцем, чье имя связывают с чудовищным происшествием в Стамбуле. А недавно специалисты Лувра начали «крутить носом» - не согласны с атрибуцией. По информации прессы они тоже считают, что правильнее будет «мастерская Леонардо» или «Леонардо и мастерская». В этой ситуации выставлять «Спасителя мира» в важном музее – это обречь его на еще больший шквал критики и обвинений. Так что самое лучшее в этой ситуации для картины исчезнуть на время. Во-первых, подождать пока страсти улягутся. Во-вторых, успеть собрать убедительные доказательства подлинности или сформировать хорошо аргументированную позицию по этому вопросу. В любом случае картина станет «якорем» для туристов. Поэтому саудовский владелец, возможно, решил дождаться строительства музея в своей стране, а не выставлять ее в соседних Эмиратах. Если с подлинностью вскроются непреодолимые проблемы, то я не удивлюсь, если картина и вовсе вовсе навсегда исчезнет из поля зрения публики – никогда не будет публично выставлена. Это право владельца. Внимание публики будет переключено. И из разряда «подозрительных» картина переместится в разряд «мистически исчезнувших».