Театр Дуровой показал в Германии спектакль о "муках пубертатного периода"

На «Русских сезонах» в Германии» подумали и о детях

14.07.2019 в 18:05, просмотров: 4306

«Я хочу сказать... в общем... вы крутые!!!» — кричит со своего места тоненьким голоском блондинка лет семи-восьми. И зуба у нее переднего нет, а она улыбается во весь рот. Зал, где взрослых столько же, сколько и детей, причем говорящих на русском и немецком языках, взрывается хохотом. Так завершается первый показ спектакля «Переходный возраст» московского «Театриума на Серпуховке» в Дюссельдорфе. Выступление одного из лучших столичных театров проходит в рамках масштабного культурного проекта «Русские сезоны в Германии».

Театр Дуровой показал в Германии спектакль о
Сцена из спектакля "Переходный возраст". Фото: teatrium.ru.

В столицу земли Северный Рейн — Вестфалия «Театриум» привез две свои работы: «Переходный возраст» — соответственно названию для подростков, и для малышей «Картонный человечек и Мотылек». Артисты выступают на сцене Театра для молодежи, который входит в состав большого драматического театра Дюссельдорфа, но у него отдельное здание на Мюнстерштрассе.

Несмотря на то что российские спектакли адресованы детской и семейной аудитории, этим гастролям придается очень серьезное значение. Во всяком случае, их открывает генеральный консул РФ в Бонне Владимир Седых, а с немецкой стороны — руководитель министерства культуры Дюссельдорфа Мариане Ширге, предстатель Русского общества земли Северный Рейн — Вестфалия Яна Звягина.

Приезд большого детского театра здесь действительно событие. Для Дюссельдорфа, который является городом-побратимом Москвы, это первый приезд самого популярного и известного столичного коллектива для детского и семейного зрителя. Для молодежного театра Дюссельдорфа это вообще первый прием театральной компании из России. Как примет ее немецкая публика? Что касается русского зрителя... Он спешит на спектакль, потому что не избалован хорошими постановками, а уж тем более для детей.

— Здесь детских спектаклей из России не увидишь, ну редко бывают очень маленькие представления, — говорит мне одна из русскоязычных зрительниц. — В основном сюда приезжают эстрадники, в перьях и без, но мы их уже «накушались». Или антрепризы, но больше с халтурами.

А тут в Дюссельдорфе выступает самая редкая театральная «птица» — спектакль для подростков. Их и в российской столице не так много, зато в театре Терезы Дуровой про пубертат — целое исследование. И какое! «Переходный возраст» (название говорит само за себя) — о подростках, о муках пубертатного периода. В общем, на сцене тема отцов и детей XXI века.

Сцена из спектакля "Картонный человечек и Мотылек" Фото: teatrium.ru.

Режиссер Ольга Сидоркевич построила свой спектакль, основываясь, во-первых, на научной литературе, а во-вторых, на собственном опыте. Ведь главного героя играет ее сын Эмиль, и когда тот начинал репетировать, ему было пятнадцать — самые острые проявления этого тяжкого диагноза — «подросток».

— В нашем спектакле подростков играют только их ровесники — это принципиальное решение, — объясняет публике перед спектаклем Тереза Дурова. — Если подростка будет играть взрослый, пусть и молодой артист, в этом будет большая неправда, а на столь серьезную тему хотелось поговорить без вранья.

И вот начался разговор. Он и правда очень серьезный. Только в зале смех или вдруг повисает тишина. И только слышно, как у меня за спиной или рядом кто-то шепчет, а то и вслух произносит: «ну точно как у меня», «мой папа тоже так делает».

На сцене узнаваемо все: поведение родителей, угнетающих подростка своим воспитанием, своими страхами, представлениями о жизни. Узнаваемы и подростки — немотивированной агрессией, склонностью к депрессиям, демонстративным нигилизмом или равнодушием: «А мне пофиг».

— Такое поведение у подростков связано с процессом перестройки нейронных связей в прифронтальной коре головного мозга, — объясняет рассказчик, открутив фуэте. — Поэтому нижняя часть головного мозга, отвечающая за эмоциональные импульсы, более активна.

Исследование пубертатного периода, театральный психоанализ режиссер строит на коротких и остроумных диалогах, современном танце, пластике и даже элементах клоунады. Яркая форма, оригинальное музыкальное сопровождение и блистательная актерская игра и родителей (Борис Рывкин и Татьяна Калакина), и подростков (Эмиль Рывкин, Арсений Краковский). Правда, именно подростки отлично подготовлены, так как, будучи актерскими детьми, оба с трех лет выходят на сцену.

Когда в финале мальчик сильно вырастет и войдет к родителям на ходулях, зал умильно вздыхает: все дело в любви. Как все просто — слушать сердцем. Любовь — главное лекарство от мук подросткового возраста для детей и родителей.

— Все наши спектакли так или иначе о любви, — резюмировала после отшумевших аплодисментов Тереза Дурова, приглашая зрителей остаться на дискуссию.

Поразительно — практически никто не ушел. Вопросы сыплются со всех сторон. Немолодая немка в клетчатом пиджаке признается, что, когда ее дочери было 14 лет (а сейчас ей уже 30), она как мать всего этого подросткового «добра» накушалась. «И если бы я тогда увидела этот спектакль (хотя тогда его и в помине не было), я бы избежала многих своих ошибок».

Но больше всего меня поразили дети, которые не боялись задавать самые разные вопросы: от театральной кухни (не больно ли в отключке падать Эмилю и крутить фуэте Арсению?) до упреков. Так, одна девочка-подросток так и сказала: «А вы не показали еще компьютерные игры, в которых все сидят».

Мальчик, на вид лет двенадцати, был последним, кому досталось слово, он воодушевленно произнес речь: «Вы нам показали, какие наши родители. Это как учебник по взрослым. Танцы тоже понравились. Спасибо вам. Приезжайте еще», — и артистично раскинул руки. И в этот момент с ряда седьмого, как отличница, старательно тянет руку симпатичная блондинка лет семи-восьми. Ей дали слово: «Я хочу сказать... в общем... вы крутые!».

Большой успех имел и спектакль для малышей «Картонный человечек и Мотылек». Дети кричали «браво».

Читайте материал: "В исторических реконструкциях участвуют семьями: "Дети спят на шкурах"