Чиповская и Пересильд представили в Выборге вольную версию «Трех сестер»

Чехова адаптировал режиссер Константин Худяков

04.08.2019 в 18:52, просмотров: 5713

Нынешний XXVII фестиваль российского кино «Окно в Европу», проходящий в Выборге, посвящен актеру и режиссеру Ролану Быкову. 12 октября ему исполнилось бы 90 лет. Его лицо — трагического клоуна — украшает фестивальные постеры и афиши, которые встречаешь всюду. Это кадр из пролога «Айболита-66».

Чиповская и Пересильд представили в Выборге вольную версию «Трех сестер»
Юлия Пересильд в Выборге

 

Когда-то в свою актерскую бытность Константин Худяков, открывавший фестиваль новым фильмом «Конец сезона», снимался у Ролана Быкова в роли пирата в «Айболите-66». И еще одна параллель: картиной «Успех» Павла Руминова закроется выборгский киносмотр, и именно так называлась одна из лучших режиссерских работ Худякова с Леонидом Филатовым в главной роли.

«Конец сезона», а это современная и весьма вольная версия чеховских «Трех сестер», приехали представлять красавицы-актрисы Анна Чиповская и Юлия Пересильд. Адаптировала классика Елена Райская, с которой Худяков работал на сериалах «Однажды в Ростове» и «Хождение по мукам» по роману Алексея Толстого, где сестер Дашу и Катю сыграли Анна Чиповская и Юлия Снигирь. В спектакле «Король Лир» в постановке Константина Богомолова им достались роли братьев Глостер — Эдгара и Эдмунд. Теперь им вновь пришлось породниться. Собственно на трех сестрах совпадения с Чеховым в «Конце сезона» и заканчиваются. Все иные герои — плод режиссерской фантазии. Фильм частично снимался в Выборге, что неудивительно, поскольку город многие годы стоит в руинах. На наших глазах он все больше ветшает, хотя что-то восстанавливается, но не так быстро, как хотелось бы. Лучшей натуры для 90-х и желать не приходится, а именно в эти лихие времена и переселились чеховские герои. Сестры в версии Худякова живут в Прибалтике и мечтают вернуться в Москву.

фото: Геннадий Авраменко
Анна Чиповская перед премьерой

Константин Лопушанский снимал свой новый фильм «Сквозь черное стекло» тоже поблизости, в Гатчине, но еще и в Германии. Неистовый представитель авторского кинематографа, режиссер фильмов «Письма мертвого человека», «Русская симфония», «Гадкие лебеди», «Роль», он неожиданно снял фильм, после которого самая разная публика не расходилась долго. История почти сериальная, и в этом есть вызов, учитывая то, кто ее снимал. Незрячая 18-летняя героиня, воспитанница интерната при женском монастыре, покидает свою скудную жизнь, где ей уготована участь настоятельницы монастыря, и начинает новый этап. Она обретает зрение и состоятельного мужа, которому и обязана выходом из мрака.

Сценарий написан Константином Лопушанским. А снял картину — красиво и завораживающе — оператор Дмитрий Масс, сумевший сохранить приглушенность красок в восприятии мира прозревшей девушкой. Черное стекло никуда не денется, сквозь него она продолжит смотреть на жизнь. Незрячую героиню сыграла талантливая актриса и дебютантка в кино Василиса Денисова. В самых обреченных на неправдоподобие ситуациях, она убедительна. Василиса рассказывает: «Это моя первая моя роль в кино. Наша встреча с Константином Лопушанским произошла после моего выпуска из Санкт-Петербургской театральной академии, в первый для меня год в Александринском театре. Он дал мне как актрисе возможность почувствовать себя уверенно. Я всегда настаиваю на своей точке зрения и не готова отступать. Но он прислушивался к тому, что я говорила. С Максимом Сухановым было очень круто. Я боялась проиграть рядом с ним. Он — один из лучших артистов России — очень помогал мне советами».

Для того чтобы прочувствовать свою героиню, Василиса отправилась в монастырь, где жила какое-то время: «Пока я не готова пока принять ее позицию. Жизнь в монастыре — не для меня. Но мне там было хорошо и спокойно. Как артистка я стараюсь строить роль не от ума. Так меня учили. Я наблюдала за людьми, их внутренним ритмом, пыталась присвоить их внутреннее спокойствие».

Роль олигарха с прихотями сыграл Максим Суханов. И если в предыдущей совместной с Лопушанским картине «Роль» он сыграл актера, пытавшегося прожить чужую жизнь, то теперь он предоставляет такую возможность незнакомой девушке, почувствовав в ней ангела. Но, по сути, он все тот же демон. Если воспринимать историю Золушки новейшего времени буквально, то многое покажется надуманным и невозможным, особенно финал. Но жанр ложной мелодрамы позволил режиссеру выразить все то, что он думает о современном мире, где столпы общества никогда не найдут общего языка с народившимися новыми людьми, другим поколением, и это бьет сегодня в самую точку.

«Вы заметили, что у нас часто звучит слово «царь»? (герой Суханова им себя и возомнил. — С.Х.). Есть генетическая память в нашем народе. Я хотел передать состояние современного мира. В Петербурге, где я живу, часто прохожу мимо Спаса на Крови, минуя 36 киосков. Такова наша жизнь. Мне хотелось взять почти бульварный сюжет и взорвать его. В первоначальном варианте сценария было написано: «Вариации на тему Достоевского». «Кроткой», прежде всего. Мне важна была радикальная религиозная точка зрения героини и герой, выступающий как Мефистофель. С Максимом Сухановым мы полгода обсуждали по телефону сценарий.

— А я порадовалась тому, что наконец-то вы сняли комедию. Местами ваша трагедия в нее и превращалась, но, может быть, вы этого не хотели.

— Некоторые сцены кому-то были смешны, а кому-то не очень. Скажем, первая, когда герой Суханова знакомится с женой. Она приходит, а ему китаец делает массаж. Мне хотелось высокой трагедии. Важно было взять радикальные точки зрения, обостренные ситуации и высечь из них конфликт.

фото: Геннадий Авраменко
Гость фестиваля Николай Валуев

В день открытия фестиваля также показали новый анимационный фильм Константина Бронзита «Он не может жить без космоса» о космонавте и его маме. Получилась дилогия с предыдущей его работой, номинировавшейся на «Оскара» — «Мы не можем жить без космоса». Удивительно, но в числе гостей фестиваля есть даже летчик-космонавт Олег Артемьев. Да кого здесь только нет. Например, Николай Валуев, лет десять назад представлявший в Выборге как актер картину «Каменная башка» Филиппа Янковского. Теперь появление его могучей фигуры всякий раз вызывает удивление у кинематографистов. Он — несомненно, самый большой человек фестиваля.