Композитор Дашкевич объявил великое культурное сопротивление

Юбилей великого композитора отметили в консерватории

08.09.2019 в 16:24, просмотров: 6160

В Большом зале консерватории состоялся авторский концерт композитора Владимира Дашкевича, отмечающего свое 85-летие. В программе, названной «Бог помочь вам, друзья мои», выдающийся маэстро представил публике мировые премьеры двух симфоний — Чеховской и Пушкинской. А также пригласил на сцену двух своих друзей, с которыми сотрудничал всю жизнь: Елену Камбурову и Юлия Кима. Оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки показал высочайший исполнительский уровень. А начал композитор с программного заявления: на смену эпохе культурного одичания, в которой мы, увы, существуем сегодня, должна прийти эпоха великого культурного сопротивления.

Композитор Дашкевич объявил великое культурное сопротивление
Фото: Екатерина Кретова.

Большой зал консерватории был переполнен. Лишние билеты спрашивали у входа. Владимир Дашкевич — не раритет из прошлого века, а активно работающий, востребованный в кино и театре современный композитор. Буквально только что в Москве вышли два спектакля с его музыкой — в театре «Модерн» у Юрия Грымова и в «Эрмитаже» у Михаила Левитина.

Поддержать коллегу пришли многие известные деятели культуры: режиссеры Михаил Левитин и Вадим Абдрашитов, композиторы Александр Журбин, Алексей Шелыгин, Игорь Зубков, Андрей Семенов, первый альт «Виртуозов Москвы» Светлана Степченко. Интересно, что кое-кто привел детей и внуков. И это было абсолютно правильно: Дашкевич в свои 85 лет сегодня не ностальгирует по прошлому, а прокладывает дорогу в будущее.

Впрочем, конечно, без классики не обошлось. Концерт начался с сюиты из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», первая серия которого вышла на экраны ровно 40 лет назад. Вот написал бы Дашкевич только эту «английскую» тему — и уже вошел бы навсегда в историю музыки. Но он этим не ограничился: «Слуга», «Собачье сердце», «Зимняя вишня», «Плюмбум», «Роковые яйца», «Афганский синдром», «Ворошиловский стрелок», «Три сестры»… — можно бесконечно перечислять фильмы, которые немыслимы без его музыки.

Чеховская симфония… В ней Дашкевич воплотил принцип нового симфонического мышления, который автор, не только композитор, но и философ, называет «открытым симфонизмом». Открытым — всему, что современный композитор слышал, изучал, анализировал, воспринимал и продолжает воспринимать в современном мире. Только музыка способна, по мнению Дашкевича, противостоять мировому злу, которое программирует человеческий мозг. Парадокс: человек сам себя обрекает на уничтожение, создавая новые виды оружия и изощренные методы массового поражения человечества. Но есть и другая программа — программа выживания человека как вида. И это — музыка. Но не всякая, а лишь та, которая способна преодолеть диссонанс. Открытый симфонизм, по версии композитора-мыслителя, сформировавшийся в недрах киномузыки и на сегодняшний день вырвавшийся в самостоятельное плавание, в силах выполнить эту миссию.

Все это могло бы быть теоретическими измышлениями, если бы маэстро не подкрепил теорию практикой. Четырехчастная Чеховская симфония — интереснейшее сочинение, которое, как и Пушкинскую, еще нужно будет проанализировать с партитурой в руках. А пока по первому впечатлению — удивительная по красоте, ясности и театральности образов прекрасная музыка. Опора на бытовые жанры, на узнаваемые звуковые коды: вальс, галоп, марш — все то, что традиционно присутствует в классических постановках пьес Чехова. И есть тот самый диссонанс, требующий непременного преодоления. Он возникает в кульминационных моментах, где мелодии, которыми насыщены сочинения Дашкевича, получают развитие, драматизируются, деформируются, вступают во взаимодействие, как события или персонажи в пьесе. Но всегда остаются узнаваемыми — и это важнейший аспект композиторской технологии Дашкевича. Финал симфонии, написанный для меццо-сопрано и оркестра, построен на тексте монолога Сони из «Дяди Вани»: «Что же делать, надо жить…» А потом там есть еще слова, которые знает каждый культурный русский человек и от которых наворачиваются слезы: «Мы отдохнем, мы увидим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Я верую… верую…»

Сочинить музыку на этот текст тем более не просто, что это уже было гениально сделано более 100 лет назад Сергеем Рахманиновым. Но Дашкевич создал свою тему — совершенно иную, в другом образном ключе. У Рахманинова — уход в декадансный мрак, погружение в смерть. У Дашкевича — воспарение к свету, полет в вечную жизнь.

Партию меццо исполнила молодая певица Василиса Бержанская, солистка берлинской Дойче Оперы, поющая преимущественно репертуар бельканто. Это был смелый эксперимент для певицы, которая вошла в проект буквально за несколько дней до концерта. Великолепный голос и проникновенность, кантилена и пассионарность — все это слилось в прекрасном исполнении Василисы Бержанской, создавшей глубокий музыкально-сценический образ, основанный на совершенно необычной для академического вокала интонационности.

Второе отделение началось с замечательной Елены Камбуровой, которую зал приветствовал овациями. Затем за рояль сел сам маэстро и вместе с Юлием Кимом исполнил песни из культового фильма «Бумбараш». Что также было принято публикой с огромным энтузиазмом.

Завершила программу концерта Пушкинская симфония. В ней композитор использовал темы из своих старых сочинений, которые превратил в полноценные симфонические полотна. Первая часть, как и в Чеховской симфонии, оказалась вальсом — но совершенно иным по характеру, по стилю. Это был настоящий пушкинский вальс, который займет почетное место в ряду самых знаменитых русских вальсов — Прокофьева, Хачатуряна, Свиридова. Тему сказочной второй части Дашкевич остроумно заимствовал из своей музыки к передаче «Приходи, сказка». А аллегретто третьей части построено на одной из самых сильных мелодий Дашкевича — «Не покидай меня, весна».

В финале прозвучал выстрел. Из настоящего пистолета, который взмыл над оркестром в вытянутой руке одного из музыкантов. А затем на сцену снова вышел солист: Юлий Ким. Именно ему выпала роль озвучить бессмертную фразу Пушкина «Бог помочь вам, друзья мои», которая стала музыкальной темой финала и дала название всей программе концерта. И не только концерта. Это прекрасное послание, которое замечательный музыкант, философ, мыслитель, гуманист Владимир Дашкевич направляет людям.