Витамины и электрошок: что нашли «индюшата», вырвавшись из Москвы

Фестиваль независимых групп впервые проехался по стране

Каждый год писатель, рок-подвижник Александр Кушнир вместе с жюри, в составе которого наш корреспондент Наталья Малахова больше пяти лет представляет «МК», ищет ярких, дерзких и талантливых музыкантов по всем уголкам России. Ребята традиционно присылали записи своих песен, после чего самых интересных приглашали на смотрины в столицу, где уже выбирался пул финалистов. В 2019-м все изменилось: фестиваль стал обладателем президентского гранта и Магомед сам пошел к горе. Мы отправились в гости к молодым артистам, чтобы дать им возможность проявить себя на своей территории и выбрать по одному коллективу-счастливчику из каждого города. Всего 10 городов и 101 участник. «ЗД» проехалась с оргкомитетом почти по всем отборочным турам. И вот что из этого вышло.

Фестиваль независимых групп впервые проехался по стране
Проект-трансформер — Шиshка. Фото: Мария Карпушева

Хотя исторически имя события связано с культовым рок-авангардным фестивалем «Индюки», проходившим в начале 90-х, а еще с термином «инди-музыка», оно все равно всегда являлось вызовом — формату, представлениям о том, как должно звучать название музыкального мероприятия, чтобы привлечь и расположить к себе аудиторию. Только здесь история не о лояльности, а об эмоциях, о независимости от рамок и клише. Этот фестиваль — как живое существо, со своим характером и сменами настроения, особенностями и причудами, поэтому ни один год не был похож на предыдущий, а победителями становились исполнители абсолютно разных жанров, музыкальных убеждений и представлений об искусстве. Среди них были и чудаки, вдохновленные «АукцЫоном», «Поп-механикой» Сергея Курехина, и продолжатели более консервативных традиций, юноши, бредящие Nirvana, и томные барышни, увлеченные Вертинским. Все они, конечно, привозили в Москву атмосферу своего города, проявляли свою идентичность, но столичный ритм жизни, контекст все равно задавали тон и определяли правила игры. В этом году они изменились: знакомство с артистами на их территории дало эффект полного погружения. «ЗД» смогла изнутри изучить музыкальную жизнь разных городов, нырнуть в разные творческие галактики. У всех них (как положено галактикам) своя внутренняя динамика и уровень развития. И, как оказалось, это не всегда связано с территориальным расположением, уровнем жизни, а также теми представлениями, которые бытуют о других городах у жителей двух столиц. Поэтому и личные открытия «ЗД», и во многом итоги конкурса стали непредсказуемыми.

■ ■ ■

Все началось еще в апреле. Первым пунктом назначения был Калининград. Кто бы знал, что уже стартовая поездка станет фатальной. «Чужеземец» мог бы никогда не догадаться, что в неприметном здании бывшего ДК расположился один из главных клубов этого города. Эстетика мрачных советских построек очень странно сочетается с красотой редких сохранившихся там зданий старого Кенигсберга. И точно так же не укладывалось в голове, что на местной сцене, оказывается, уживаются представители самых разнообразных стилистических направлений — от классического рока до экспериментальной гитарной музыки. Там можно было увидеть и юношескую арт-формацию «Аквилон», участники которой по-детски наивно, но искренне копируют зарубежных рок-кумиров из прошлого, и адептов психоделического прогрессив-рока Blednyj, затягивающих слушателей в свою особую «черную дыру», и команда DELIRIA с ее динамичными мелодиями и слегка экзальтированными текстами. Один из участников удивил не на самом концерте, а днем позже, когда, гуляя по городу, «ЗД» внезапно обнаружила его играющим в центре. Хотя все разошлись из клуба поздно ночью, создатель коллектива Monday Room Никита Антюфеев уже рано утром снова взял гитару и вышел выступать на улицу. Эпизод показательный: Калининград очаровал погруженностью артистов в то, что они делают, их желанием двигаться вперед. Как известно, если очень сильно чего-то хотеть и при этом не сидеть на месте ровно, мечта осуществится. Этот факт подтвердили кенигсбергские викинги из группы ELECTROLIZE.

Лицо солиста — в бело-черном гриме, второй вокалист — агрессивный и одновременно смешной шаман-зомби с длинными дредами, гитарист в маске, заставляющий вспомнить Ганнибала Лектора, а сзади за барабанами — персонаж в черном капюшоне. Первая ассоциация с музыкой — Rammstein (в индастриал-метале уйти от этого сравнения сложно), но, если копнуть глубже, в композициях команды можно найти гораздо больше интересных аллюзий, влияний, одновременно увидев и ее самобытность.

Серым кардиналом и идеологом коллектива оказался барабанщик Роман Романенко, в реальной жизни добрый и открытый, как будто не имеющий ничего общего с образом своего инфернального героя на сцене. После фестиваля мы встретились за чашечкой кофе, и выяснилось, что все началось с придуманного мира у него в голове, который он вместе с коллегами воплотил в этом проекте. Когда мы общались, впереди было огромное количество музыкантов, которых предстояло послушать в других городах.

Тогда никто не знал, что ELECTROLIZE в итоге не только выйдет в финал, но победит в одной из главных номинаций «Лучшее шоу», а еще получит несколько спецпризов, собрав рекордное количество наград на фестивале.

Рекордсмены по количеству наград — ELECTROLIZE. Фото: Мария Карпушева

■ ■ ■

Непредсказуемой оказалась и поездка в Краснодар. Если говорить откровенно, этот город не был номером один с точки зрения эстетических ожиданий «ЗД», но в итоге стал приятным открытием. Как корабль назовешь, так он и поплывет: таких клубов, как названный в честь битловского сержанта Пеппера, не так много даже в Москве. Любопытные граффити на стенах чередуются с портретами Боуи, Мэрилин Монро, Джека Николсона, изображениями знаменитых анимационных персонажей. Хотя южане люди размеренные, неторопливые и некоторых музыкантов организаторам пришлось постоянно подгонять во время саундчека, выяснилось, что творческой энергии у местных исполнителей хоть отбавляй.

Команду «Марки на Луну», создающую из каждой песни мини-спектакль или, если угодно, мини-фильм, уже сейчас можно смело отправлять на крупные опен-эйры: драйв, выразительность и оригинальность в них удивительным образом сочетаются с техничностью и способностью сочинять запоминающиеся мелодии. Elle Driver, играющий смесь альт-рока и постгранжа, — красиво и уверенно продолжает традиции лучших иностранных команд этого направления.

Любимчиками «ЗД» стали двое из ларца, точнее, из группы Moor. Их творчество — сочетание синти-попа с элементами других электронных жанров, сочного вокала, импровизации и актуальных текстов. Глядя на солиста Федора Викторовича, невольно вспоминаешь песню «Здравствуй, мальчик Бананан» из фильма «Асса». Что любопытно, проект был создан за считаные недели до отборочного тура.

Не менее интересно было наблюдать и за командой Шиshка, которая в итоге выбилась в финал. «Мы очень трепетно относимся к историям перевоплощений и творческого роста, как та, что произошла с этой группой буквально за 2 недели до полуфинала, — говорит Мария Карпушева, куратор «Индюшат» из команды Александра Кушнира. — Отбирали девочку с гитарой и нежным голосом, думали «ну, прекрасная девочка, хорошие тексты», а получили неожиданно дерзкую команду с современными синтами и речитативом». В общем, краснодарский отборочный тур однозначно прошел под грифом «неожиданно».

■ ■ ■

Хотя сюрпризы всегда радуют, приятно и то, что на земле (музыкальной в том числе) есть нечто постоянное. Уже во времена свердловского рок-клуба (а возможно, и еще раньше) в Екатеринбурге сформировалось особое культурное поле, мощная формация рок-музыкантов, ставших национальными героями. Владимир Шахрин из «Чайфа», много лет настойчиво поющий про «молодую шпану, что сотрет нас с лица земли», как будто накликал. В первом десятилетии XXI века в городе поднялась очередная музыкальная волна, появилась целая плеяда инди-артистов, которых отличает наличие своего высказывания, новых поэтических форм и способов сценического самовыражения. Среди них «Обе Две», «Сансара» (откровенно говоря, группа, которая родилась раньше, но творчески раскрылась именно в этот период), «Курара», Alai Oli, «АлоэВера» и другие. Движение продолжается до сих пор. В «меню» этого года вошел коктейль из джаза, рок-н-ролла и авангарда от Vajazzle Club, жаркое из ритм-н-блюза, ироничного перформанса и причудливых текстов от Magical Marginals, надевших на своего барабанщика голову голубя, и много других яств.

И все же главными героями, перевернувшими сознание зрителей и членов жюри, стали участники группы Vitamin Youth. Название говорит само за себя — с такими «молодящими витаминами» не нужен никакой допинг. Это абсолютные безумцы, в текстах, звуковых партиях, сценических зарисовках которых рождается параллельная реальность. «Звуковой коллаж», «фрик-рок», «музыка аутсайдеров», «хоровая музыка» — так определяют поле своих стилистических экспериментов участники, придумавшие не менее безумную, чем они сами, историю возникновения своей команды (якобы в 1973 году). Стоит ли говорить, что создатели «нового коллективного Петра Мамонова», как некоторые иронично называют эту формацию, стали финалистами.

Ну а в екатеринбургский состав жюри в 2019-м вошел лидер еще одной по-хорошему сумасшедшей группы «Авангард Леонтьев», которая стала победителем прошлого года, Алексей Шестаков. И это говорит не только о его творческом развитии, но и о том, что сами «Индюшата» растут, трансформируются и расправляют крылья.

При всем желании невозможно объять необъятное, поэтому «ЗД» рассказала о тех музыкантах и эпизодах, которые оставили самые яркие впечатления от фестиваля и полугодового путешествия вместе с ним. История продолжается. В таблице мы публикуем список победителей «Индюшат-2019».

ГРАН‑ПРИ ФЕСТИВАЛЯ — Ti11y Twister

ЛУЧШЕЕ ШОУ — ELECTROLIZE

ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ — Warm Trees

ЛУЧШИЙ АРТ-КОНЦЕПТ — «посторонние»

СПЕЦПРИЗЫ — ELECTROLIZE, Ti11y Twister, «посторонние», CL.EVER

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру