Одинокая «Дылда»: почему фестивали игнорируют российские киноленты

Мода на Россию в кино давно прошла

Главный приз «Золотой Александр» на отметившем 60-летие кинофестивале в Салониках получила картина «И придет огонь» (Испания-Франция-Люксембург) Оливера Лаше. Его герой, отсидев два года по ложному обвинению в пожаре, возвращается к пожилой матери. И там вновь вспыхивает пожар. Российский кинематограф представляли «Дылда» Катемира Балагова и снятый в Грузии «Преступный человек» Дмитрия Мамулии, живущего и работающего в Москве. Почему на мировых фестивалях показывают одни и те же наши картины, попробовал разобраться «МК».

Мода на Россию  в кино давно прошла
Кадр из фильма "И придет огонь". Фото: пресс-служба фестиваля.

Начавшись в 1960-м, как смотр национального кино, салоникский форум постепенно стал одним из крупнейших международных культурных событий в Южной Европе. За столь многолетнюю историю он знавал разные времена - хорошие и не очень. Тучные годы с большими бюджетами сменялись годами нищенскими. Бывало, что выдающейся актрисе, согласившейся стать председателем жюри, привозили в аэропорт гонорар – шестьдесят тысяч долларов наличными. А случалось, что и традиционные фестивальные вечеринки проводить было не на что.

Всё было. Всё – история, которую в Салониках помнят. Юбилей был отмечен показом лауреатов первого фестиваля. Несколько греческих картин, созданных в эпоху расцвета национальной киноиндустрии, напомнили зрителям о том времени, когда киноискусство было делом жизни миллионов, когда в кинотеатры ходили отдохнуть, забыться, а порой и поразмышлять о том, что происходит вокруг и внутри себя.

Особое удовольствие в этой программе доставила очаровательная «Мадалена», где одну из звездных ролей сыграла Алики Вуёклаки- общенациональная любимица, главная актриса Греции шестидесятых. Прелестное создание, сочетающее в себе девчоночью угловатость с женской обворожительностью, чем-то напоминает нашу Надежду Румянцеву.После просмотра веселой киноистории с задорной героиней даже те зрители, что не видели всего множества картин Алики, понимают причину всенародной любви к этой актрисе.

Если госпожа Вуёклаки олицетворяет собой светлую энергию начала шестидесятых, то великолепный югославский кинохулиган Душан Макавеев –это бесшабашная ирония конца славного десятилетия по поводу того, что прекрасные надежды на светлое будущее так и не осуществились. Ретроспектива европейского классика, скончавшегося в начале этого года, – главная жемчужина программы юбилейного фестиваля. Впрочем, определение «классик» Макавееву не подходит. Ведь он хулиганил всегда: от первой короткометражки «Парад», где ветер закручивал лозунг, восхваляющий Тито, до последней ленты «Горила купается в полдень», в которой рассказано о мытарствах советского офицера в той самой Европе, из которой его «вывели» в начале девяностых. Что уж говорить о главной ленте мастера «В.Р.Мистерии организма»(1971), в которой югославская девушка (еще одна чудесная актриса шестидесятых Милена Дравич) влюбляется в заезжего советского фигуриста Владимира Ильича, теряет голову в прямом смысле - в пылу страсти её случайно отрезает конек. Макавеев изящно монтирует кадры классических сталинских фильмов с полуприличными частушками о половой жизни, вплетает в повествование песню Окуджавы, с неподражаемой несерьезностью пропагандирует Вильгельма Райха (В.Р.) – теоретика сексуальной революции.

Историческая часть программы не ограничивалась шестидесятыми – самым замечательным временем в истории кино. Через двадцать лет, пережив серьезный кризис, кинематограф попытался вернуть былую славу. Получилось не так весело и бурлескно, но, почти получилось. От имени восьмидесятых в программе присутствует еще один кинохулиган - американский. Лента Джона Уотерса «Женские проблемы», правда, снята в 1974-м, когда хулиганство в главной киноиндустрии планеты могло существовать лишь полуподпольно, но та визуальная и тематическая раскованность ,что характеризует эту ленту, сделала Уотерса культовым режиссером именно в восьмидесятые, когда в Америке и в Европе «стало можно».

Джон Уотерс помимо представления знаменитого фильма и проведения мастер-класса показал программу из тех лент, что кажутся ему значительными. За исключением картины Джозефа Лоузи «Бум» (1968), всё это - современные работы. Можно соглашаться с мэтром или оспаривать его мнение, но весьма любопытно увидеть, что режиссер любит те фильмы, в которых есть хоть капелька хулиганства, которое когда-то принесло ему славу.

Но не только американскому «папе трэша» (так иронично и, вместе с тем, уважительно именует Уотерса историки кино) позволили принять участие в формировании фестивальной программы. Еще один «карт-бланш» Салоники выдали режиссеру и музыканту ,которого называют «The Boy».Его программа именуется «Выросшие в восьмидесятых» и включает в себя ряд кинолент означенного десятилетия, оказавших, видимо, на составителя большое влияние.

Вообще-то, идея авторских программ на неглавных фестивалях планеты весьма неплоха. Хорошо также её парное воплощение – всемирно известный Уотерс и мало кому знакомый The boy.Что же до любителей киноискусства, то им, в общем, без разницы, под каким соусом смотреть в кинозале фильмы Деннниса Хоппера(«Без грусти»,1980) и Сидни Люмета («Бег на месте»,1988). Почитатели экранной музы были благодарны за возможность увидеть в картине Люмета рано скончавшегося Ривера Феникса - старшего брата ныне знаменитого Джокера.

Основной конкурс состоял из 14 картин. Была программа короткометражек, молодежное кино, полуночный экран, программа балканских фильмов. Невозможно увидеть даже половину из того, что было представлено в 15 программах. Да и нужно ли? Нет, дело тут не в качестве картин. Оно, что называется, на уровне. Салоники не являются фестивалем класса «А», которому необходимы лишь мировые премьеры, поэтому организаторы могут брать и берут уже «засвеченные» ленты, и правильно делают. Какое дело греческому киноману до того, что всего лишь два месяца назад в венецианском конкурсе участвовал большой, сильный и серьезный норвежский фильм «Дети» , в котором политическая жизнь взрослых поверяется совершенно неожиданными отношениями юных наследников. Теперь лента – в главном конкурсе Салоников. Греческий киноман посмотрит её и сверит свои ощущения с тем, что довелось прочесть в отчетах с острова Лидо, сравнит социально-сексуальную скандинавскую картину с родным «Зизотеком»,где взаимоотношения и взаимоотталкивания взрослых и детей представлены в ином, пантеистском ракурсе. С фестивалем в Карловых Варах организаторы Салоников ,похоже,заключили соглашение. Не только «Зизотек» был там показан ,но и занятная бельгийская драма «Патрик», действие которой происходит в нудистском лагере. И весьма энергичная австрийская «Лилиан» ,названная по имени героини, русской девушки, пересекающей США в стремлении оказаться на родине и нарушающей все писанные и неписанные правила американского общежития.

Единственное ограничение, поставленное устроителями – киноленты должны быть произведены независимыми студиями. И это тоже верно. «Зависимые» картины выходят в широкий прокат, собирают кассу или проваливаются. Фестивали же созданы для того, чтобы помогать найти дорогу к зрителю тем фильмам, что лишены преференций в монополизированном кинопрокате.

Основная драма заключается в том, что кинематограф в современном мире уже не является тем, чем был шестьдесят лет назад. Тогда люди просто не могли жить без нового фильма с любимой Алики Вуёклаки (Брижит Бардо, Аленом Делоном, Нонной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым). Теперь – не то. Посмотрели – хорошо. Пропустили – ну и ладно. Тогда всех интересовали не только и не столько голливудские боевики,но и вспенившаяся французская «новая волна»,фильмы «польской школы» и самурайские драмы из Японии. Нынче, скажем, в России весьма трудно отыскать киномана, знакомого с картинами греческих режиссеров. Исключение – Йоргос Лантимос, перебравшийся в Англию и снимающий по-английски. А в гигантской массе кинолент, показанных в Салониках, наш кинематограф представляла лишь «Дылда» Кантемира Балагова да снятый в Грузии «Преступный человек» живущего в России Дмитрия Мамулии.

Безусловно, картины эти хороши. Но отчего же в с е фестивали этого года показывают только их? А оттого, что отборщики видели фильмы в Канне и Венеции, а взять что-нибудь в Москве или Сочи считается необязательным. Мода на Россию в кино давно прошла. Вот румынская мода все ещё держится, хотя и «волна» там уже разбилась о прибрежные камни, и фильмы стали похожи на телевизионные, а то и радиодрамы.

Или, скажем, каталонский режиссер Альбер Серра. Его картины – вялые, анемичные, чтобы не сказать, занудные, можно смотреть лишь по приговору суда. А вот, поди ж ты, все фестивали их демонстрируют! В Салониках даже ретроспективу устроили. Приезд режиссера, интервью, мастер-класс… Потому, что Каталония – проблемный европейский регион. Нужно поддержать внимание к тем процессам, что там происходят.

Раньше кино было значимо само по себе. Сейчас – лишь как повод для каких-то действий или размышлений, к искусству экрана отношения не имеющих. Кто, в самом деле, станет разбирать художественные достоинства каталонских фильмов или, например, картин из программы «Другие, но такие же»,посвященной проблемам людей с ограниченными возможностями. Разве в СССР можно было представить серьезный искусствоведческий анализ «фильмов о рабочем классе»? Это, как учили в советских вузах, «объективная реальность, данная нам в ощущении». Кинофестиваль в Салониках ещё раз представил её в полном объеме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру