Мединский и Богомолов нашли общий язык: в Петербурге открылся культурный форум

Если вам так нравится «Джокер», то почему не нравится Олег Соколов

14.11.2019 в 17:39, просмотров: 3178

«Искусство есть тайна, предполагающая сложное погружение индивидуальным путем. Как сохранить последний и не «поцарапать при этом свое тело и кожу и получить личное наслаждение»? Медиа могут превратить человека в часть потока, управляемого кураторами, а искусство все больше становится зоной дизайна. Люди покупают картины, поскольку они хорошо смотрятся на стене», -- заявил известный режиссер Константин Богомолов. -- Я с завистью наблюдаю из зоны театра за менеджерским прорывом в выставочном пространстве. Мне поступают странные предложения от инвесторов, и я нахожусь в зоне страха, понимая, что театральное искусство, проходя через современные средства подачи, переходит в зону потребления и может деградировать».

Мединский и Богомолов нашли общий язык: в Петербурге открылся культурный форум

На Международном культурном форуме случилась жаркая дискуссия на тему «Голос искусства в медиапространстве». В числе спикеров — европейские интеллектуалы, занимающиеся продвижением культуры, с нашей стороны — зампред правительства Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский и худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, ставший главной звездой мероприятия. Желающих с ним сфотографироваться из числа культурных работников страны оказалась тьма. Богомолов буквально спас это поначалу сонное действо своим полемическим запалом.

Себя Богомолов скромно назвал человеком, не претендующим на звание художника. Он всего лишь производитель контента. Но искусство — это зона работы, а не легкого путешествия.

Французский эксперт по культуре Лоран Дандрие рассказал о парадоксальной ситуации. За счет китайских туристов резко возросла посещаемость Версаля. Казалось бы, прекрасно, есть дополнительные средства на реставрацию. Но количество посещений столь огромно, что все труднее справляться с износом сооружения. Он поддержал Богомолова: «Мы должны стимулировать дух личного открытия. Культура не потребительская деятельность, а созерцательная».

По ходу разговора выяснилось, что активно обсуждаемый сегодня фильм «Джокер» спровоцировал массовое посещение в Нью-Йорке лестницы, где танцевал актер Хоакин Феникс. Люди специально приезжают туда, чтобы сфотографироваться и выложить фото в соцсетях. Наступили времена, когда важно отстоять очередь к «Джоконде», сфотографироваться на ее фоне и разместить изображение в Интернете. Искусство становится объектом бытового туризма. Чуть позже эту тему продолжит министр Мединский во время своей лекции. На вопрос аудитории об историке Олеге Соколове он ответил: «Раньше меня все спрашивали про «Джокера». Но если вам так нравится «Джокер», то почему не нравится Олег Соколов?» От серьезного ответа Мединский отклонился, сославшись на то, что вопрос требует времени. К слову, Богомолову «Джокер», как выяснилось, по душе не пришелся.

Что же касается агентов влияния, то он считает, что критики утратили эту функцию, к мнению мало прислушиваются. А вот суждения друзей, сарафанное радио, посты в соцсетях эту функцию исполняют. Масла в огонь подлила представительница Google, сказав о необходимости приблизить искусство к человеку и сделать его бессмертным. Когда-то крупнейший интернет-ресурс начал сотрудничество с Национальным музеем Бразилии, оцифровал часть его артефактов. А потом музей сгорел дотла, а его виртуальные экспонаты остались, и копии стали почти что оригиналами. Теперь по ним восстанавливают утраченные шедевры. «Мы делаем искусство бессмертным!» — сказала Дона Раз-Леви. При помощи высокотехнологичных камер удалось также снять росписи Шагала в Опере Гарнье и рассмотреть подпись художника и, возможно, изображение его сына. И это не то чтобы взбесило Богомолова, но вызвало бурную реакцию. «Это катастрофа! — выкрикнул он. — Круто, что вы обнаружили подпись Шагала, но все, о чем вы сказали, годится для роботов. Им и копии сгодятся. Но мы — люди, и искусство должно нести энергию индивидуальной работы». Богомолов вспомнил возведенные во времена Лужкова ворота на Красной площади, которые новые поколения уже не воспринимают как макет и имитацию.