Шизореволюция для Кандинского: премия имени знаменитого авангардиста подвела итоги

Действо прошло в новом формате

На заре своего существования награда в области современного искусства, названная в честь знаменитого авангардиста, поражала размахом, зрелищными шоу, преподносила сюрпризы. Были времена, когда ее вручали на Рублевке, куда гостей доставлял специально арендованный поезд. Но все течет, все меняется — 12-ю Премию Кандинского вручали в небольшом зале Музея современного искусства на Петровке. Счастье, что она вообще состоялась. Кто получил заветные статуэтки, увенчанные буквой «К», и какое будущее ждет награду, узнал «МК».

Действо прошло в новом формате
Члены жюри и лауреаты Премии Кандинского.

Проект по созданию Музея современного искусства в бывшем кинотеатре «Ударник», где основатель Премии Кандинского Шалва Бреус собирался разместить и свое немалое собрание, и проводить различные арт-показы, с треском провалился: возникли непреодолимые разногласия с городскими властями. Проект пришлось свернуть. И отнюдь не по вине мецената и собирателя, который вложил немало сил в реставрацию и переформатирование исторического места. Другой бы на его месте, наверное, все бросил. Но коллекционер решил придумать новый формат для своего детища. В этом году выставка номинантов на Премию Кандинского открылась в Музее современного искусства на Петровке, здесь же состоялось вручение награды.

В скромном зале, со вкусом освещенном разноцветными прожекторами, поставили всего пару десятков стульев, остальные гости приветствовали лауреатов стоя, потягивая шампанское. Формат — в сравнении с первыми церемониями — трансформировался из грамурно-зрелищного в минимал-демократический. Наверное, это многое говорит о времени. На церемонии вручения было объявлено, что теперь Премию Кандинского будут вручать раз в два года, и, очевидно, не в Москве. Цель — сделать акцент на регионах, превратить арт-награду из столичного события во всероссийское. Идея опять же соответствует духу времени. «Инновация» теперь тоже проходит в регионах, весной госнаграду в области современного искусства вручали в Нижнем Новгороде. Как стало известно «МК», Премии Кандинского тоже предложили провести свою выставку и церемонию в Нижнем, но идея пока обсуждается. Одно ясно: теперь выставки номинантов будут проводиться на музейных площадках.

В центре - лауреаты : Андрей Хлобыстин, Евгений Антуфьев, Альбина Мохрякова.

Победителями же 12-й, переходной, премии стали три автора. Первым получал статуэтку художник и куратор Андрей Хлобыстин в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Специальным жюри, собранным конкретно для этой литературной номинации, был отмечен его сборник эссе «Шизореволюция», посвященный малоисследованным сторонам петербургской культуры и искусства. Конкуренты у Хлобыстина были достойные — искусствоведы Маргарита Тупицына, написавшая исследование «Moscow Vanguard Art: 1922–1992», и Евгений Барабанов, автор книги «Метагеометрия художника Штейнберга». Получая награду из рук Ирины Прохоровой, Хлобыстин отметил: «Мы исследуем прошлое, чтобы взглянуть в будущее».

Андрей Хлобыстин.

В номинации «Молодой художник. Проект года» победила Альбина Мохрякова и ее видеопроект «Каэгха». Для выпускницы Школы Родченко видеопоэма, вызывающая ассоциации одновременно с «Божественной комедий» Данте и современными компьютерными стрелялками, одна из первых больших работ. Она представляет собой необычную арт-поставку дневника девушки, которая некогда была соседкой Альбины по студобщежитию, а годы спустя попала в тюрьму за убийство ливийского офицера (на преступление пошла, чтобы отомстить за смерть Каддафи). В данном случае премия поощрила действительно нового художника, малоизвестного московской арт-среде. Среди ее конкурентов были известные авторы — Егор Крафт, чья работа «Ákkta solo show», представленная на выставке номинатов, уже изрядно примелькалась, и Тимофей Радя с пространственной работой «Все это не сон» (неоновая надпись весьма эффектно смотрелась в ночном заброшенном парке города Выкса, где была представлена в рамках фестиваля «Арт-Овраг»). Многие, кстати, болели за Тимофея, но жюри сделало выбор в пользу «свежей крови», что понятно и логично.

Евгений Антуфьев.

Гран-при — номинация «Проект года» — досталась Евгению Антуфьеву и его трехчастному проекту «Когда искусство становится частью ландшафта». Художник внедрял собственные «архаичные» экспонаты в музеи древностей — такие, как археологический музей Антонио Салинаса, мемориальную квартиру Коненкова, а в третьей части диалог выстраивался с живописью легенды «неофициального» искусства Дмитрием Краснопевцевым. Десять лет назад Антуфьев уже был лауреатом Премии Кандинского, только в «молодой номинации»: работа «Объекты защиты» была выполнена в том же стиле, что и ныне отмеченный цикл. Заметим, что 33-летний художник оставил за бортом таких звезд, как Ирина Корина, Таус Махачева, Хаим Сокол, арт-группа «МишМаш» и даже мэтра, одного из основателей «бумажной архитектуры», Александра Бродского. Многим на выставке номинантов особенно запомнилась его инсталляция «Красная дорожка». Однако Бродский, как и все вышеупомянутые авторы, даже не вошел в шорт-лист. Шалва Беус объяснил в разговоре с «МК» это обстоятельство тем, что у Бродского был подобный проект пять лет назад. Соперниками же Антуфьева были более молодые художники — Дмитрий Венков и Полина Канис (они вошли в шорт-лист). Но победа досталась Евгению. Что ж, объективность — весьма условное понятие, когда речь о современном искусстве. Каждый из гостей премии болел за полюбившийся ему проект, который, как говорится, попал в душу. И это говорит о том, что нынешняя выставка номинантов собрала сильный состав, много достойных проектов, а перед жюри стоял поистине непростой выбор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру