Как утверждают некоторые литературоведы, Гиппиус и Мережсковский заключили негласный уговор, по которому она должна была писать исключительно прозу, но не стихи, он же — напротив, ограничиваться лишь поэзией. Через некоторое время Мережковский сам попросил жену, в некотором роде, нарушить этот договор, предложив ей перевести философско-драматическую поэму-трагедию Байрона «Манфред». Позже Мережковский, предупредив об этом Гиппиус, сам нарушил договор, приступив к написанию романа о римском императоре, вошедшем в историю под именем Юлиан Отступник. Впоследствии Гиппиус, наряду с прозаическими произведениями, писала и стихи. Ее последний прозаический сборник, од названием «Лунные муравьи», был издан в 1905 году.
Творчество Гиппиус до 1905 года практически не затрагивало социально-политические вопросы, однако расстрел 9 января явился для нее столь сильным потрясением, что в творчестве писательницы, особенно прозаическом, «гражданские мотивы» стали доминирующими, а сама она вместе с Мережсковским более чем на два года покинула Россию и жила в Париже, где сблизилась, в том числе, с эсерами. Мережковский и Гиппиус приветствовали Февральскую революцию 1917 года, однако Октябрьская революция их ужаснула. До конца 1917 года Гиппиус печатала в сохранившихся газетах антибольшевистские стихи. Впоследствии Гиппиус с мужем удалось эмигрировать и они поселились в Париже, где по инициативе поэтессы было создано общество «Зеленая лампа».
Читайте материал «Музей Прадо отмечает двухсотлетие: чем он известен»