Музей Тропинина воссоздал музыкальную эпоху начала ХIХ века

Посетителям предлагают перенестись на два века назад в музыкальный салон

Порой, чтобы лучше осознать современность, нужно оглянуться в прошлое. Перенестись на два века назад можно в Музее Тропинина на выставке «Гостеприимство муз», где воссоздана атмосфера музыкального салона. Стены двух камерных залов будто звучат благодаря картинам, изображающим музыкантов и их слушателей пушкинской эпохи. Центральной работой на выставке стало полотно «Гитарист» (1823) Василия Тропинина, которое впервые за полвека покинуло стены Третьяковской галереи.

Посетителям предлагают перенестись на два века назад в музыкальный салон
Портрет Глинки.

«Гитарист» — одно из самых известных произведений Тропинина, оно стало важной вехой в жизни художника не только потому, что имело большой успех и не раз было повторено как самим автором, так и его современниками. Именно в 1823 году в возрасте 47 лет крепостной Тропинин получил вольную: графу Ираклию Моркову нелегко далось это решение, о чем свидетельствует тот факт, что жена и дети художника получили свободу только спустя пять лет. Творчество и образование было привилегией знати, и такие таланты, как Тропинин, были редкими алмазами, ограненными жизнью царской эпохи. И все же между художником и его графом сложились добрые отношения, что чувствуется по портрету, на котором, очевидно, изображен гитарист-виртуоз и музыковед Владимир Морков.

— «Гитарист» полвека не покидал стен Третьяковской галереи и всего два раза выезжал на внешние выставки. Одна была в Прибалтике, другая в Будапеште, и вот третий раз он покинул постоянную экспозицию ГТГ, чтобы прозвучать в нашем проекте, — рассказывает директор музея Ольга Журавлева.

«Гитарист» (1823) Василия Тропинина

Рядом с «Гитаристом» еще три портрета с гитарой: несколько повторов тропининской работы неизвестных авторов и этюд, изображающий женщину-гитаристку кисти Василия Андреевича. Эта работа также предоставлена Третьяковкой, как и карандашный набросок к большому парадному полотну, на котором показана атмосфера музыкального салона в семье Морковых. Живой, «подвижный» рисунок запечатлел Ираклия Моркова и четырех его детей в расслабленной творческой обстановке. Эта легкость, впрочем, с ноткой печали, ведь сцена написана сразу после возвращения семьи в Москву в 1812 году, после войны. Общая беда всегда сплачивает людей и общество в целом. Может, отчасти поэтому в то время гитара, ранее не считавшаяся концертным инструментом, становится очень популярной в дворянских кругах. Возрастает и мода на музыкальные домашние салоны. Может быть, они были одним из тех целительных средств, что позволяют жизни вернуться на круги своя?

Директор музея Тропинина Ольга Журавлева

Помимо «гостевых» экспонатов из Третьяковки, иллюстрирующих романтический досуг людей Золотого века, на выставке представлены картины из собрания Музея Тропинина (встречает публику портрет Глинки) и исторические музыкальные инструменты. Среди них арфа того времени и фортепьяно, на котором играл Скрябин. В течение всех трех месяцев, что будет работать экспозиция, здесь регулярно будет звучать музыка. Открытие логично сопровождалось виртуозной гитарой Константина Окуджавы, а дальше здесь будут проходить музыкальные вечера с участием самых разных инструментов. Причем исполнители будут не только играть, но и рассказывать историю каждого инструмента и учить зрителей азам обращения с ним. Кроме того, один из вечеров будет посвящен этикету эпохи — касавшемуся не только поведения в обществе, но и музыкальной культуры.

Читайте также: На Роттердамском кинофестивале Антоха МС рассказал про Родину

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28180 от 28 января 2020

Заголовок в газете: «Гитарист» впервые за полвека покинул Третьяковку

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру