В «Гараже» открылась серия сверхчувственных выставок

Башню Шухова согнули пополам

На входе в музей «Гараж» публику встречает 20-метровая башня… согнутая пополам! В конструкции сразу угадывается почерк легендарного инженера и архитектора Владимира Шухова. Арт-объект польской художницы Моники Сосновской — это парафраз на знаменитые шуховские гиперболоиды и размышление об архитектуре модернизма, ее мощи и хрупкости. Смотрится фантастически: шутка ли — согнуть стального гиганта весом 7 тонн! Секрет сгибания прочности и другие загадки новых выставок в «Гараже» попытался раскрыть корреспондент «МК».

Башню Шухова согнули пополам
«Сгибание» Моники Сосновской

На создание этого арт-объекта у Моники Сосновской ушло два года. Сначала она изучала творения Шухова. На момент своего появления в конце ХIХ века сетчатые гиперболоиды были олицетворением прочности, а сегодня многие из них нуждаются в реставрации, вызывающей многочисленные дискуссии. Ничто не вечно под Луной — даже самые, казалось бы, незыблемые вещи. Глядя на согнутую, словно алюминиевая вилка, стальную махину, начинаешь воспринимать ее уже не как неодушевленную конструкцию, а как живое существо. Сочувствуешь ей. То, что происходит с наследием Шухова, да и всего модернизма, — злободневная и болезненная тема. Здесь она обретает прочувствованные формы.

Проект оказался сложнейшим и с технической точки зрения. Сначала нужно было построить сам гиперболоид, а потом изменить его форму. Чтобы именно согнуть, а не сломать сталь, потребовалось нагревать каждую балку и постепенно сгибать. Процесс длился месяцами. А чтобы поместить арт-объект в холл «Гаража», его пришлось разрезать и соединить заново уже внутри.

«Сгибание» со всей его метафоричностью становится хорошим эпиграфом к новым выставкам в музее. Одна из них получила название «Мы храним наши Белые сны». Здесь представлены работы художников и писателей первой половины ХХ века, которые по тем или иным причинам оказались на Востоке. Большинство из них сослали туда как неугодных советской власти: в экспозиции представлены дела НКВД на этих людей. Оказавшись на Востоке, они начинали познавать этот отличный от европейского мир и делали вещи на грани фантастики.

«Линия моей жизни», Андрей Белый

Например, здесь можно найти собственную схему жизни, составленную поэтом Андреем Белым. На панно он выстраивает график, или «рельеф» своей судьбы, пытается проанализировать отношения с родителями, творческие «высоты» и «низины». Смотрится как концептуальное полотно, а главное — открывает внутренний мир поэта с новой, сверхчувственной точки зрения. Восток изменил многих героев проекта: они словно проникают в какой-то потусторонний мир и отзываются на него фантастическими произведениями.

«Манекен», 1923.

Другой проект посвящён чувству моды — на грани фэшн и искусства. Выставка «Прохожий» Atelier E.B. (дизайнера Беки Липскомб и художника Люси Маккензи) начинается с работы «Манекен», созданной дизайнером Рудольфом Беллингом в 1923 году. Но это не обычная «болванка» для демонстрации одежды, а фантастическая скульптура серебряного цвета без головы, рук и ног. Беки и Люси переосмысляют в своем проекте множество исторических материалов: от модных журналов и выкроек до манекенов и концепцией витрин. Доходят аж до Древнего Египта в своих исследованиях.

Из проекта «Прохожий»

И все для того, чтобы доказать: одежда не только отражает наши потребительские запросы и вкусы или эпоху — она может быть сама по себе концептуальным высказыванием. Авторы стирают границу между модой и искусством, например, создавая инсталляцию «Лакуна», где греческие классические скульптуры соединяются с модными деталями современного времени.

«Лакуна» из проекта «Прохожий».

Наконец, «Секретики» — выставка, которая погружает нас в тайную культуру советской эпохи. Название напоминает о популярной детской игре: ребята собирали из всяких мелочей клад и прятали его в земле или доверяли другу. Игра жива до сих пор, однако в эпоху застоя она получила продолжение в искусстве. В то время художники-нонконформисты работали, что называется, в стол: у них не было возможности выставляться. Их акционистские практики часто напоминали расширенную и усложненную версию «секретиков». Например, акция «Раскопки» легендарной группы «Мухомор», во время которой участники закопали человека в землю, снабдив его лишь фонариком, тетрадью и ручкой. Воздух поступал под землю через трубочку. Через несколько часов его откапали и зачитали записки. Культура скрытости оказывается не просто отдельной главой в истории русского андеграунда, а важным фактором, во многом сформировавшим его.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28183 от 31 января 2020

Заголовок в газете: Башню Шухова согнули пополам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру