В галерее «Парк» выставили работы-желания, созданные слабым полом

Когда женщина хочет

Чего хотят женщины? Этот вопрос куратор и арт-директор галереи «Парк» Анастасия Казаченко-Стравинская задала 13 художницам. В итоге получилась очень объемная история. Ведь мы, женщины, хотим всего и сразу: мира в мире, счастья всем, и особенно детям, гармоничного общества, признания, уважения, признания в любви, хотим хотеть (если нет желаний — не живешь)… При этом наши желания не постоянны, как в том анекдоте: «Британские ученые выяснили, чего хочет женщина, но она уже передумала». Но так ли сильно наши «хотелки» отличаются от мужских? И имеет ли право на существование сам по себе этот гендерный вопрос?

Когда женщина хочет
Татьяна Шерстюк, «Обращение президента»

Выставка в ГВЗ «Галерея «Парк» начинается с исторического исследования. Здесь на черном фоне развешаны белые бумажки с высказываниями великих женщин о своих желаниях (Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Марина Цветаева, Майя Плисецкая и др.). Уже они показывают, что все индивидуально, и выставка развивает эту идею. Женщина хочет свободы — эту мысль иллюстрирует холст Марии Лыковой, изображающий девичник в пенной ванной с шампанским. Женщина хочет того, чего у нее нет.

Алла Урбан, «Птица и Саморезы»

Об этом работа Аллы Урбан: арт-объект напоминает тонкую вышивку, однако выполнен с помощью саморезов на металлическом «дырявом» листе. В ней удивительно изящно развинчивается стереотип о традиционно мужском и женском деле: не только мальчики умеют крутить гайки, а рукоделие — необязательно для девочек, если говорить условно. Но порой нам не хватает того, что заложено в мужскую природу для воплощения своих замыслов.

Мария Смородина, «Алтарь»

Не все женщины любят шопинг. Мария Смородина, напротив, старается покупать вещи как можно реже, понимая, что культура потребления убивает и нашу планету (ох, сколько вещей не выдерживают и одного сезона!), и людей, которые круглыми сутками иной раз в жутких условиях трудятся на фабриках и заводах. Ее арт-объект «Алтарь» представляет собой тележку из супермаркета, подсвеченную фиолетовыми ионами и обрамленную цветами и белыми лентами. На обратной стороне тележки — фото, сделанное во время пожара на одном из заводов. Художница согласна с Жаном Бодрийяром: общество потребления — общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура.

Мария Чуйкова моет книги

Мария Чуйкова развенчивает стереотипы о женском труде: вместо посуды и белья она моет и стирает книги. А Елена Колылина показывает другую романтику и смелость женщины, устраивая вечер при свечах за пылающим огнем столом. У Колылиной, впрочем, как у многодетной матери, есть очень женское желание: она мечтает, чтобы все дети были счастливы.

Перформанс Елены Ковылиной

Действительно, сколько бы мы, женщины, ни доказывали, что можем успешно заниматься мужскими делами, только мы способны выносить и родить ребенка. Детородную функцию, все мечты и страхи, связанные с ней, нельзя отменить. Работа Елены Демидовой как раз об этом: «Большую часть жизни я жила, не ощущая себя женщиной, просто знала — я человек». Но однажды она начала осознавать в себе материнский инстинкт. «Мой малыш» — это маленький робот, при прикосновении к которому у него начинает стучать сердце, он двигается и дышит, будто младенец.

Елена Демидова, «Мой малыш»

Пока у Елены нет детей. И этот синтезированный организм — попытка разобраться во внутренних противоречиях и желании почувствовать безоговорочную любовь и нежность тактильно.

Алиса Гокоева, «Записки из метрового дома»

Многие работы касаются вечной темы любви. Но особенно остро и глубоко ее рассматривает Алиса Гокоева с помощью инсталляции «Записки из мертвого дома». Перед нами фотография девушки в белом платье на фоне белой зимы — изображение перенесено на тонкую ткань. Ткань натянута на белый подрамник, из которого торчат гвозди, словно впивающиеся в девушку. На некоторые из них нанизаны записки — это послания самой себе. По бокам от необычной картины — записки, вместе образующие подобие ангельских крыльев, с одним только словом: «Живи». Для Алисы это попытка сохраниться, очевидно, после разрыва. Научиться дышать заново и обрести новые смыслы. Более того, это возможность запустить с помощью анализа внутренней памяти творческий процесс и превратить слабость в силу.

Татьяна Шерстюк тоже обращается к теме любви, но смотрит на вечную тему совсем под иным углом. Исследуя странные ритуалы для привлечения суженого, которые практикуют и в современном обществе, она доказывает, что двух половинок не существует. Мы целостны сами по себе, не важно, находимся мы в отношениях или нет. Да, мы любим, может быть, любимы, но вне отношений мы являемся самоценной личностью. На выставке представлена еще одна работа Татьяны — «Новогоднее обращение президента», где в роли лидера выступает она сама. И это развенчание еще одного шаблона.

— Мне кажется, что женщины хотят того же, что и мужчины, — отвечает Шерстюк на общий вопрос выставки «Чего хотят женщины?» — Все индивидуально. Есть мужчины, которые хотят семью, детей, они домашние. А есть женщины, которым интересно добиться успеха в бизнесе. Где-то 60 лет, как у женщин и мужчин — равные права, если не говорить об арабских странах. Это не такой большой период, чтобы все забыли о неравенстве, и в России это особенно явно. Первый вопрос большинства шовинизирующих мужчин: а ты ребенка-то родила? Как будто женщина — только холодильник-инкубатор. Нет, дети нас, конечно, интересуют, но не только.

Комната-инсталляция Юлии Абзалтдиновой.

Как соединить в себе все желания, интересы и обязанности? Об этом размышляет Юлия Абзалтдинова — не только художник, но и психолог. Для выставки она создала целую комнату-инсталляцию. Здесь домашний, а-ля советский интерьер, на фоне которого «работают» разные аспекты женского бытия. Кресла обиты фото девушки с детьми. На обои наклеены снимки с вернисажей и фестивалей, без которых невозможна жизнь современного художника — нужно быть в курсе того, что делают другие авторы. В видеорамке — снимки, связанные с переживаниями разлуки с любимым. А в телевизоре — Юля оказывается в зимнем лесу и в разных местах пропевает фразу: «Ну зачем мне заниматься этим искусством?». По словам художницы, она постаралась создать собирательный образ женщины-художника, которая пытается соединить в себе все стороны жизни: от ведения домашнего хозяйства и создания семейного уюта до творческой работы, требующей погружения в арт-процесс. Как примирить в себе социальную и гендерную функцию и найти правильный баланс? Ответ у каждой будет свой. Ведь все индивидуально.

Ответы гостей вернисажа на вопрос выставки.

Говорят, женщины с Венеры, а мужчины с Марса. Может, и так. Чтобы проверить это, на вернисаже возникло предложение посвятить следующий проект мужским желаниям и проверить, насколько они будут отличаться от женских. А пока каждый зритель может оставить в галерее свой ответ на заданный вопрос и написать свою версию на стикере. Пока в числе самых популярных: «Женщина хочет». Может, и правда, важнее всего желать, двигаться к чему-то, а уж объект — каждый вправе выбрать свой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру