В Третьяковке открылась выставка-сказка

Берлога волшебных царств

«Русская сказка. От Васнецова до сих пор» — больше, чем интерактивная выставка, придуманная как для детей, так и для взрослых. Это эксперимент, который задает планку для Западного крыла Третьяковской галереи. Переданный музею прошлой весной корпус на Крымском валу собираются реконструировать и превратить в арт-пространство принципиально нового формата. Данный проект — один из шагов в этом направлении. На выставке зритель попадает в сказочный мир, где по небу парят гуси-лебеди, в пещере таится кощеева смерть, в подводном царстве живет водяной, а в сказочном лесу спит гигантский медведь. Мир русской сказки представлен как театр, где главные действующие лица — произведения классического и современного искусства и сам зритель. Не затмевает ли сценография художественный контекст, разбирался «МК».

Берлога волшебных царств

Под потолком фойе Третьяковки парят гуси-лебеди. Стая, созданная художником Марией Трегубовой, из металлической сетки летит в сторону фантастического мира. Здесь все, как в сказке: направо пойдешь — в подземелье попадешь, налево — в подводное царство, а прямо — волшебный лес. В отличие от сказки «Об Иване-царевиче и сером волке», тут любой выбор хорош. И мы — для начала — пойдем прямо, в волшебный лес. В белом-белом зимнем лесу, среди белых деревьев, упирающихся ветками в потолок, спит гигантский бурый медведь. Герой многочисленных сказок создан натуралистично, но раз в десять больше обыкновенного мишки. Этот герой становится главным развлечением для всех гостей (особенно для детей): его можно гладить, без страха трогать гигантские когти и фотографироваться в обнимку. Залезать не рекомендуется, но разве детей удержать? Говорят, после первого дня у мишки оторвалась лапка и ее оперативно приклеили на скотч. Впрочем, по словам кураторов, они готовы ко всему, и если дети раскрасят деревья, ничего страшного. Ведь это выставка-погружение.

Напротив мишки, на стволе дерева, красуется одна из ключевых сказочных картин — «Иван-царевич на сером волке» кисти Виктора Васнецова. Работа главного мастера фольклорной живописи стала отправной точкой для создателей выставки — кураторов Татьяны Гетман, Ивана Антонова, Игоря Волкова и архитектора и художника экспозиции Алексея Трегубова. Всего в спектакле-выставке о сказках задействованы три ключевые картины одного из основоположников русского модерна: помимо «Ивана-царевича…» это «Три царевны подземного царства» и «Царевна-лягушка». По одному шедевру на каждую волшебную зону. Однако проект строится не столько на хрестоматийных полотнах (помимо Васнецова здесь представлены иллюстрации Ивана Билибина), сколько на диалоге искусства прошлого и современного. В волшебном лесу среди других картин, «вставленных» в сказочные деревья, выделяется инсталляция Дмитрия Цветкова «Ледниковый период»: сказочные звери (от трусливого зайца до сильного медведя) дефилируют в искусственных шубах и украшениях. Это метафора о социальной иерархии, своеобразная «мифология нашей родины», показанная через мифологию фольклорную. Такие экспонаты делают выставку многослойной, взрослым здесь есть, о чем подумать, пока дети играют с Михал Михалычем или разбираются в типах сказочных героев. Им здесь, кстати, даны характеристики. Например, царевна бывает трех типов в русских сказках (по версии кураторов): 1) Красивая и умная девушка, верная невеста; 2) Злая и коварная девушка; 3) Девушка-воин. Далее: варианты имени и чего от нее ожидать. И так про всех — от Лешего до Водяного.

Волшебный лес.

Отправимся, собственно, к Водяному — в подводное царство. Между мирами есть небольшие зеленые отсеки, на секунду возвращающие зрителя из сказки в классический музей. Такая «перебивка» нужна, очевидно, чтобы подчеркнуть контраст между выставкой-экспериментом и традиционной Третьяковской в Лаврушинском, где мы привыкли видеть работы Васнецова в постоянной экспозиции. Отсюда — снова в белый-белый зал, где живут Водяной, Царевна-лягушка и русалки. Над головой здесь плывет гигантская золотая рыбка. В стенах-волнах — плещется море, разделенное надвое, группы «Синий суп», плавает Алиса (фотография Олега Кулика), светится изнутри картина Ильи Репина «Садко» (над ней поработали компьютерные графики)… Здесь все вместе и сразу — от Крамского до советских мультфильмов и актуального искусства. То же в подземном мире, куда — вопреки логике — нужно не спускаться, а подниматься. Наибольшее впечатление в подземелье производит Спящая красавица, замурованная в полу (работа Ольги Кройтер «Документация перформанса»), и «Жизнь Кощея» Марии Трегубовой (дуб, ларец, заяц, утка, яйцо и огромная игла вставлены в подсвеченные витрины в белой скале). Отдельный, небольшой зал отдан Ковру-самолету. Центральная работа здесь — «Liquid» Фаига Ахмета: верхняя часть — привычный бабушкин настенный ковер — постепенно превращается в красочные линии, растекающиеся на полу…

Диалог классики и современности о сказках получился эффектный и сложносочиненный. Фольклор — важная часть русской культуры и философии, и в то же время развлечение (и учение) для детей. И на выставке все это прочитывается. Какой бы путь ты ни выбрал, в итоге все равно вернешься в сказку — пройдешь все сказочные миры и окажешься в берлоге спящего медведя.

Михал Михалыч стал главным героем выставки-сказки.

Этот экспонат-аттракцион привлек наибольшее внимание и вызвал споры у публики. Мнения разделились: одни считают, что театр перетягивает на себя «одеяло», и из-за богатой сценографии искусство отходит на второй план. Сегодня в моде дизайнерские выставки, но часто случаются перегибы. Другие, напротив, уверены, что именно такой театральный подход делает тему понятной и доступной, особенно детям. «Медведь воспринимается как элемент, который помогает на время переключиться, расслабить сознание, чтобы потом продолжать смотреть и анализировать произведения искусства», — рассказала нам одна из зрительниц, которая пришла на выставку со своей 10-летней дочерью. Однако все сходятся в одном: сказочный проект в Третьяковке — одно из самых ярких выставочных событий сезона, мимо которого нельзя пройти. Must see.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28205 от 28 февраля 2020

Заголовок в газете: Берлога волшебных царств

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру