Пианистка Басиния Шульман предложила музыкальный протокол лечения

Вивальди как лекарство от вируса

Басиния Шульман – известная российская пианистка, лауреат престижных международных конкурсов, ведущая авторской программы на радио, участница мультимедийных проектов. Басиния стала первым российским академическим музыкантом, кто в самом начале карантина инициировал и провел он-лайн концерт в социальных сетях. Она успела провести один концерт – и… сама заболела COVID-19. Пианистка прошла настоящие круги ада, и, к счастью выздоровела. И снова она - в первых рядах: уже анонсирован первый после ее выздоровления концерт в прямом эфире на странице в фб, в котором кроме нее примут участие другие замечательные музыканты. В программе – Бах и Вивальди.

Вивальди как лекарство от вируса
Пианистка Басиния Шульман.

- Басиния, почему именно Бах и Вивальди?

- Я поняла, что мне сейчас хочется вечного. Вот поэтому – Бах и Вивальди, два композитора эпохи барокко. В этой музыки много светлого, глубокого и любимого. Сегодня наступил момент, когда мы имеем возможность погрузиться в себя. Обратиться не вовне – а внутрь. Оценить самих себя. И Бах – как нельзя лучше подходит. Он бьет прямо в душу, в сердце. 

- Считаете, что музыка реально может исцелить?

- Безусловно. Фраза «музыка – лекарь души» абсолютно справедлива. Более того, существует музыкальная терапия – психологическая и даже воздействующая на физиологию человеческого организма. Во время болезни в течение двух недель мне было так плохо, у меня была высокая температура, что заниматься я не могла. Но как только появились какие-то силы, села за рояль. И первое, что сыграла – произведение Вивальди «Дождь слез». Это редко исполняемая оркестровая пьеса в переложении для двух роялей. И вот именно ее я сыграю на нашем концерте 23 апреля.

- А как же второй рояль?

- Сначала я пыталась объединить обе партии, но это оказалось невозможным. И тогда я записала партию второго рояля на диктофон – буду играть сама с собой. Остальные участники тоже играют Баха и Вивальди. Мария Успенская исполнит на клавесине концерт Вивальди в переложении Баха. Прозвучат, конечно, и знаменитые «Времена года» - как же без них? Будет петь Яна Иванилова…

- Без аккомпанемента?

- Солисты просят своих концертмейстеров прислать записанные фортепианные партии – будут играть под «минус».

- И все это по-честному в прямом эфире? Не в записи?

-Абсолютно по-честному. По моему сигналу музыканты будут включаться в прямой эфир и вживую играть перед публикой, которая «придет» на этот концерт в сети.

- Итак, Бах и Вивальди… А что еще следует слушать?

-Конечно, романтическую музыку XIX века. Я просто настойчиво рекомендую слушать Чайковского – все его симфонии. Я сама их часто переслушиваю. Чайковский меня выручает в самые сложные минуты. Сегодня это особенно актуально – душевно, светло и несложно. Мы живем в век быстрого восприятия, люди привыкли к коротким высказываниям. И может быть, обычный человек не сможет сразу проникнуться гениальной музыкой Брукнера или Малера – это покажется слишком сложным, но, если он послушает фортепианные концерты Шопена, Шумана, ему могут открыться новые миры. Можно взять и Рапсодию Гершвина – это жизнеутверждающая музыка, в ней есть джазовый драйв, который кому-то окажется просто необходим. Вообще сегодня не актуальны примитивные формы искусства – ни тупое комедийное кино, ни попса, ни плоский юмор. Потому что все это не способно переключить наше внимание с слишком серьезных проблем, которые на нас обрушились. Поэтому сегодня – как раз время классики – глубокой, но доступной для восприятия.

- Сегодня всех волнует вопрос выживания. Не только физического, но и социального. Как выживают музыканты?

- Музыканты всегда помогали людям жить. И даже на карантине люди имеют возможность зайти на сайты концертных залов, театров, музеев и виртуально получить художественный продукт. А потому я призываю людей бизнеса со своей стороны также помогать артистам. Делиться тем, что есть у них. Сегодня то самое время, когда бизнес может буквально спасти художников. Крупный бизнес может себе это позволить.

-Басиния, чем для вас стал опыт заражения коронавирусом, который вы пережили?

-С самого начала болезни я открыто заявила об этом. И когда смогла снова общаться с людьми, довольно подробно рассказывала о своем состоянии. Мне очень многие незнакомые люди пишут, спрашивают совета. Разумеется, советы мои не медицинские – я как раз полностью доверилась врачам, которые меня лечили, выполняя все их директивы. Но многие вещи, касающиеся личных решений, поведения, мер, которые пришлось применять – этот выбор всегда остается за человеком, попавшем в трудную ситуацию. И вот этим опытом я делюсь. Считаю, что это моя миссия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру