Нерв времени чувствуется в Пушкинском музее – и не только из-за новых правил, требующих от посетителя ношения маски, соблюдения дистанции и посещение строго по сеансам с интервалом по 15 минут на вход. Отлик на пандемическое время – на фасаде главного здания музея. Здесь висит афиша проекта: «Портрет молодой девушки» Ван Гога с черной медицинской маской на лице. На входе, который осуществляется через центральный вход, у вас обязательно проверят температуру. А внутри нужно ориентироваться на указатели и навигацию на полу и стенах.
– Коллекция Пушкинского музея, насчитывающая около 27 тысяч листов, – это одно из самых значительных собраний такого рода в России. Оно охватывает пять веков европейского рисунка, основные национальные европейские школы. Все предшествующие выставки показывали коллекцию с той или иной точки зрения, но такого основательного показа еще не было. Выставка построена по хронологическому принципу, основные исторические периоды совпадают с веками. Опираемся на работы самых выдающихся мастеров – от Дюрера и Реибрента до Матисса и Пикассо, от Рубенса и Пуссена до Кандинского и Малевича. Выставка содержит богатый материал для наблюдений за рисунком как особым видом искусства, – рассказывает куратор выставки Виталий Мишин.
В экспозицию вошло более 170 работ. Выставка заняла Белый зал и пространство колоннад. Начинать осмотр стоит с левой колоннады, где представлены рисунки ХV-XVI веков. Естественно, открывает вернисаж рисунок Альбрехта Дюрера – это легкий набросок под названием «Танцующие и музицирующие путти». От этой отправной точки исследуем рисунки за пять веков – от итальянского Возрождения, к маньеризму ХVI века, далее – голландская, фламандская и французская школы ХVII века, проплывает ХVIII век и реализм «золотого» века и попадаем в разнообразие ХХ-го.
Белый зал заняло искусство ХХ века – это самый обширный раздел экспозиции. Здесь, помимо западных гениев, как Пикассо, Матисс, Модильяни и Леже, представлены рисунки наших соотечественников – Кандинского, Шагала, Бенуа, Филонова –, так что можно сравнивать, находить общее и частное, перечения стилистические и эмоциональные. Финальной точкой экспозиции становится сопоставление двух этюдов – обнаженных зарисовок итальянского художника Феличе Казорати и русского мастера иллюстрации и плаката Владимира Лебедева, в которых читается много общего в стилистике и чувственном восприятии.
Эта выставка требует медленного просмотра, ведь только благодаря неспешному наблюдению и сравнению можно обнаружить много перекличик и перечений у разных мастеров разных эпох.