На экранах возродят память о «черном Моцарте», музыкальном вундеркинде XVIII

Французские короли дарили ему титулы, но африканское происхождение почти уничтожило имя композитора

В прошлом месяце компания Searchlight Pictures объявила о планах снять фильм о Жозефе Булоне, композиторе XVIII века, также известном как шевалье де Сен-Жорж. Но после официального заявления таблоиды воскресили еще одно прозвище музыканта – чернокожий Моцарт. Вероятно, задуманное, как комплимент, оно, напротив, стерло имя композитора из истории классической музыка почти на два столетия.

Французские короли дарили ему титулы, но африканское происхождение почти уничтожило имя композитора

Историки утверждают, что мало кто из музыкантов вел такую увлекательную и многогранную жизнь, как Булонь. Хотя документально подтверждены лишь немногие события его жизни. Более того, роман Роже де Бовуара (близкого друга Александра Дюма) «Шевалье де Сен-Жорж» настолько органично переплел факты и вымысел, что многие из этих измышлений нашли свое место в предполагаемой биографии Булоня.

Доподлинно известно немногое. Булонь был незаконнорожденным сыном богатого французского плантатора и порабощенной афро-гваделупской женщины. Жозеф родился между 1739 и 1749 годами на острове Бастер, в западной части гваделупского архипелага. Когда ему было около 10 лет, они с матерью последовали за отцом и остальными членами его законной семьи обратно во Францию. Там юношу зачислили в элитную школу, где он получил частные уроки музыки и фехтования.

Но первая претензия на славу была связана отнюдь не с музыкой. Юноша претендовал на чемпионский титул по фехтованию. Соответствующая картина с изображением поединка между Булонем и шевалье Д'Эоном по-прежнему выставлена в Букингемском дворце.

Необычайный фехтовальный талант Булоня побудил Людовика XV назвать его шевалье де Сен-Жорж, в честь благородного титула отца. Хотя французский кодекс Нуар запрещал Булони официально наследовать титул из-за его африканского происхождения. Тогда же юноша заслужил почти мифическую славу за пределами Атлантики. Один из отцов основателей США, Джон Адамс, описал его как «самого совершенного человека в Европе в верховой езде, стрельбе, фехтовании, танцах и музыке».

О музыкальной подготовке Булоня известно очень мало. Но, когда Франсуа Жозеф Госсек, один из первых французских авторов симфонических произведений и наиболее выдающихся дирижеров, задумал организовывать концерты в 1769 году, он пригласил именно Жозефа Булоня присоединиться к его оркестру. Сначала в качестве скрипача, а затем и концертмейстера.

Его первый публичный композиторский успех пришел в 1772 году с двумя скрипичными концертами в серии концертов Concert des Amateurs, где сам Булонь выступал в качестве солиста. А всего через год, когда Госсека пригласили руководить оркестром Spirituel в 1773 году, он назвал Булони своим преемником. За два года работы в новом качестве оркестр Concert des Amateurs стал широко известен как лучший во Франции, если не во всей Европе.

Затем он возглавил оркестр масонской Олимпийской ложи и стал одним из первых чернокожих масонов во Франции. В 1775 году Людовик XVI собирался назначить Булоня директором Королевской оперы, но протест нескольких артисток, которые отказывались «принимать заказы от мулата», лишил одаренного музыканта должности. С этого момента неоднозначное прозвище только отравляло жизнь композитору. Цвет кожи стал определяющим моментом в его жизни. Булонь перестал получать заказы на концерты, его отстранили от оркестра и музыки. Композитору снова пришлось взять в руку шпагу и воевать в полку французской армии.

Маркос Балтер, композитор и профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего, отмечает, что музыка Жозефа Булоня до сих пор очень востребована во Франции. «Он не умирал в бедности, но стал гораздо менее значимой фигурой во французском обществе, чем был всю свою жизнь. Примечательно, что его музыка пережила два столетия пренебрежения из-за системного расизма Запада, но не утратила своей музыкальном значимости. И пожалуйста, хватит уже называть его чернокожим Моцартом. У этого гения есть имя – Жозеф Булонь». Кто знает, может будущий  фильм о Чёрном Моцарте станет своеобразным музыкальным  знаменем движения Black Lives Matter, силами которого поставлены под сомнение достижения многих исторических деятелей прошлого.